Вы думаете, это бредит малярия? Это было, было в… Ноябрьске. Выдающийся музыкант современности Юрий Башмет играл и дирижировал на сцене ЦД «Нефтяник», а популярный актер Михаил Пореченков читал поэму Маяковского «Облако в штанах». 

Вы думаете, это бредит малярия? Это было, было в … Ноябрьске. Выдающийся музыкант современности Юрий Башмет играл и дирижировал на сцене ЦД «Нефтяник», а популярный актер Михаил Пореченков читал поэму Маяковского «Облако в штанах». Такой подарок нашему городу сделал Культурно-деловой центр Салехарда – именно он каким-то чудом организовал гастроли по Ямалу звезды мировой величины и его камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Шквал эмоций

Литературно-музыкальное действо – так, согласно афише, был определен жанр того, что представлялось на суд зрителя. В исполнении «Солистов Москвы» со сцены звучала музыка Шостаковича, Прокофьева и Стравинского, а в исполнении Михаила Пореченкова – одно из самых пронзительных произведений раннего Маяковского, когда «мир огромив мощью голоса», он шел – «красивый, двадцатидвухлетний». Получился очень необычный, яркий и неистовый симбиоз слова и музыки, когда первое является логическим продолжением второго, а второе усиливает мощь первого.

Как рассказал Юрий Башмет после выступления, этот музыкальный спектакль придумал его друг – актер Константин Хабенский. Какое-то время он сам читал поэму, потом передал эстафету своему другу и коллеге Пореченкову. «Да, это Костя сделал мне такой роскошный подарок», – заметил по этому поводу Михаил. Юрий Башмет подбирал к спектаклю музыку, соответствующую духу и эпохе.

– Шостакович, Прокофьев, Стравинский – это композиторы, которые жили в одно время с Маяковским, дышали с ним одним воздухом. А современные зрители, слушая текст и музыку тех лет и зная, что происходит сегодня, при желании могут включить фантазию и представить, что же будет завтра, – размышляет маэстро.

Музыканты, естественно, играли по нотам, и Пореченков, вероятно из чувства солидарности с ними, тоже читал текст с пюпитра. Под стать музыке и неистовому слогу Маяковского, делал он это столь же мощно и экспрессивно.

IMG 4697

– Как-то я послушал маленький кусочек записи, дошедший до нас, на котором «Облако в штанах» читает сам автор. Представил, как бы он читал свою поэму полностью, и постарался сделать так же, – рассказал Михаил. – Вообще, со стихами Маяковского очень интересно работать. Интересно и сложно: восприятие, а тем более воспроизведение его поэзии требует больших эмоциональных затрат.

Немного миссионер

Пользуясь редкой удачей взять интервью у самого Башмета, я спросил его, есть ли разница между тем, когда он выступает на ведущих концертных площадках мира и где-нибудь в российской глубинке. Маэстро в этой связи вспомнил свои первые выступления в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго. Это было еще в советское время, когда в мире классической музыки соперничали две сильнейшие школы исполнительского мастерства: русская и американская. Конечно, была большая ответственность – особенно когда играешь в паре с великим Святославом Рихтером, а в первом ряду зрительного зала сидят такие легенды, как Владимир Горовиц и Антон Рубинштейн. Но Башмету в какой-то степени было проще, чем другим скрипачам: ведь он, собственно, не скрипач, а альтист – у него практически не было конкурентов.

IMG 4551

Да, именно Башмет смог выжать из альта то, что до него не удавалось никому. Благодаря молодому советскому музыканту этот не очень престижный и «не сольный» инструмент поднялся на небывалую высоту. Кстати, когда-то давно моему собеседнику посчастливилось сыграть на альте работы Страдивари, принадлежавшем самому Никколо Паганини. Те, кто знает эти имена, поймут, какой это «космос».

По словам Юрия Башмета, выступления на престижных мировых площадках – это больше бизнес, чем искусство, со всей вытекающей из этого профессиональной ответственностью. А вот играть в глубинке, для простой неискушенной публики – совсем другое. Здесь больше души. Особенно, если эта глубинка находится в России.

– В Японии, где-нибудь в рисовом поле, может стоять коробка. Это зрительный зал, и ты знаешь, что он всегда будет полон, и там всегда будет гениальная акустика, – говорит маэстро. – Но выступать у себя дома все равно приятнее. Ведь ты понимаешь, что это свои, они тебя ждут, и чувствуешь себя немного миссионером.

30 лет спустя

Если раньше гастрольный график Юрия Башмета на 80 процентов состоял из заграничных турне и на 20 – из российских, то сейчас, по его словам, все изменилось с точностью до наоборот. Сегодня в разных уголках России проводится более полутора десятков различных фестивалей, в которых маэстро и его коллективы принимают участие. Как ни странно, много концертов музыканты дали во время пандемии – даже на Байконур летали. Сейчас у них еще больше работы – помимо текущих выступлений приходится отыгрывать те, что были перенесены из-за эпидограничений. И вот, в таком плотном графике у артистов нашлась возможность приехать на Ямал. Здесь кроме нашего города они выступили в Салехарде, Губкинском, Муравленко и Новом Уренгое.

Что же до ноябрьской публики, то, по мнению Юрия Башмета, она довольно воспитанная: даже аплодировала только там, где надо. Зал в «Нефтянике» уютный, акустика хорошая. Что еще нужно музыканту для счастья?

IMG 4749

Зрители тоже поделились впечатлениями. Преподаватель детской музыкальной школы, пианист Василий Подлесный признается, что «живого» Башмета слушал первый раз в жизни.

– Конечно, лучше бы это произошло лет этак тридцать назад, когда маэстро вместе со Святославом Рихтером играл дебютный концерт Шнитке для альта, – говорит музыкант. – Считаю, сегодняшний концерт – это огромный подарок для города. Хотя лично мне хотелось бы больше самого Башмета, его сольных партий.

Мне же остается добавить вот что. Приедет ли Юрий Башмет в Ноябрьске еще когда-нибудь, неизвестно. Но этот концерт, без сомнения, навсегда войдет в историю культурной жизни нашего города.

Фото Анастасии Даниленко.

 

ntiamig newlogo radio