Новая постановка городского театра сквозь смех обнажила проблему многих семей
В конце апреля Ноябрьский городской театр «выстрелил» сразу двумя премьерами – спектаклями «Бог резни» и «Детектор лжи».
ЭФФЕКТ ГИПНОЗА
Обе постановки имеют много общего. Во-первых, это современные комедии с малым количеством действующих лиц. Во-вторых, сделаны они в очень короткие сроки. И в-третьих, ставили их приезжие режиссеры. На этом, собственно, сходства заканчиваются. О «Боге резни» «СВ» уже писала, теперь очередь разобрать по косточкам «Детектор лжи». Не скрою, делать это буду с удовольствием, поскольку спектакль по пьесе современного уральского драматурга Василия Сигарева произвел на меня самое приятное впечатление.
Борис, отпетый алкаш, куда-то засунул 30 тысяч рублей семейного бюджета. А куда – вспомнить не может. Жена его, Надежда, баба суровая и бесцеремонная, уже и половником его угощала по башке, и из дому выгнать грозила. Пропил, говорит, деньги, окаянный, а теперь врешь, что спрятал. Борька меж тем клянется-божится, что не пропивал. В общем, решили позвать психотерапевта, который под гипнозом выведал бы у виновника переполоха место хранения заначки. Мозгоправ не заставил себя долго ждать, приступил к сеансу, и тут такое началось!
Тайны, выведанные у мужа под гипнозом, спровоцировали нешуточный скандал. Но это были еще цветочки! Когда в состояние транса ввели саму Надежду и она открыла все свои секреты, то и без того не слишком-то гладкая семейная жизнь и вовсе пошла под откос. Что делать? Как спасти ячейку общества – пусть даже такую никчемную? Зрители, которые захотят посмотреть спектакль, узнают об этом сами и, думаю, получат большое удовольствие от великолепной игры актеров, их потрясающей пластики и искрометного юмора, которым приправлена каждая мизансцена.
ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ
Ну а мы проникнем в закулисное пространство и познакомимся с теми, кто явил публике эту действительно не только смешную, но и поучительную комедию. Роль алкаша Бориса исполнил актер НГТ Антон Судеев, его жену сыграла Снежанна Валиева, а в образе гипнотизера предстал Никита Чарушин. Поставил спектакль режиссер из Тольятти Юрий Раменсков.
Надо заметить, что для ноябрьского театра этот человек не посторонний. Пару лет назад он приезжал сюда поучаствовать в творческой театральной лаборатории, а Антон и Никита помнят его еще по Екатеринбургскому театральному институту – они, оказывается, однокашники.
– Мы четыре года прожили с Юрием в одной комнате общежития, – говорит Судеев.
Когда режиссер и актеры хорошо знают друг друга и настроены на одну волну, работа над спектаклем протекает легко и по-настоящему творчески. Именно в такой атмосфере и ставился «Детектор лжи».
– Проблемы подбора актеров на эту постановку вообще не было. Мы с художественным руководителем театра Анатолием Лобановым, не сговариваясь, сразу решили, кто именно будет в ней задействован, и это было прямое попадание в образы, – рассказывает Юрий Раменсков. – Пьесу для постановки предложил Лобанов. Драматургический материал мне понравился, хотя для меня он и не очень типичен – я больше привык ставить классику. Но знаете, всегда интересно войти в новую воду.
Антон Судеев в свою очередь поделился тем, как он искал образ:
– Когда я читаю пьесу и начинаю представлять своего персонажа, то пытаюсь найти некие ключевые точки, на которые дальше будет нанизываться его характер. И я решил, что у моего Бориса одной из таких точек будет отвисший уголок губы. Это такое предынсультное состояние, вызванное алкоголизмом. Я видел много таких людей в моем родном Магнитогорске – практически в каждом дворе есть подобные персонажи. И вот когда точки найдены, образ начинает жить своей жизнью: у него формируется собственная система ценностей, мотивации, а ты как бы наблюдаешь за ним со стороны.
НА ГРАНИ АБСУРДА
Особо хочу отметить пластическое решение некоторых мизансцен. В состоянии гипнотического транса Надежда называет себя то Мэрилин Монро, то Людмилой Гурченко, а Борис вспоминает свою молодость в стиле брейк-данс. И если у драматурга это выражено очень схематично, то в спектакле на этой основе разыграны целые интермедии со смешными до умопомрачения танцами и пантомимами, в чем, безусловно, заслуга и режиссера, и балетмейстера.
– Видишь в пьесе событие – развивай его! Это закон театра, – делится профессиональными секретами Юрий Раменсков.
Все пластические решения спектакля помогла создать Ольга Орлова, балетмейстер-постановщик. Очень талантливый специалист, говорит режиссер. Даже из не танцующего человека она может вытянуть всю его природную органику и заставить ее работать на образ.
Что касается сценографического оформления, то художник-постановщик Денис Денисов предложил решение на грани сюрреализма: ванна посреди комнаты, стены изрезаны водопроводными трубами, словно это прутья клетки. Они даже на потолок забираются. Входные двери, которые не открываются изнутри. В данном случае сценография помогла усилить атмосферу «неправильности» той жизни, которой живут персонажи. Взаимное сосуществование без любви, без уважения и доверия друг к другу и впрямь похоже на абсурд. Это хорошо читается в спектакле, где в легкой юмористической форме поднимаются на самом деле очень серьезные вопросы. И, отсмеявшись, зритель невольно начинает задумываться о собственной жизни: так ли уж она правильна? А это, знаете, иногда весьма полезно.
Фото Дмитрия Агатия.