Новая постановка городского театра сквозь смех обнажила проблему многих семей

В конце апреля Ноябрьский городской театр «выстрелил» сразу двумя премьерами – спектаклями «Бог резни» и «Детектор лжи».

ЭФФЕКТ ГИПНОЗА

Обе постановки имеют много общего. Во-первых, это современные комедии с малым количеством действующих лиц. Во-вторых, сделаны они в очень короткие сроки. И в-третьих, ставили их приезжие режиссеры. На этом, собственно, сходства заканчиваются. О «Боге резни» «СВ» уже писала, теперь очередь разобрать по косточкам «Детектор лжи». Не скрою, делать это буду с удовольствием, поскольку спектакль по пьесе современного уральского драматурга Василия Сигарева произвел на меня самое приятное впечатление.

Борис, отпетый алкаш, куда-то засунул 30 тысяч рублей семейного бюджета. А куда – вспомнить не может. Жена его, Надежда, баба суровая и бесцеремонная, уже и половником его угощала по башке, и из дому выгнать грозила. Пропил, говорит, деньги, окаянный, а теперь врешь, что спрятал. Борька меж тем клянется-божится, что не пропивал. В общем, решили позвать психотерапевта, который под гипнозом выведал бы у виновника переполоха место хранения заначки. Мозгоправ не заставил себя долго ждать, приступил к сеансу, и тут такое началось!

DSC 8452

Тайны, выведанные у мужа под гипнозом, спровоцировали нешуточный скандал. Но это были еще цветочки! Когда в состояние транса ввели саму Надежду и она открыла все свои секреты, то и без того не слишком-то гладкая семейная жизнь и вовсе пошла под откос. Что делать? Как спасти ячейку общества – пусть даже такую никчемную? Зрители, которые захотят посмотреть спектакль, узнают об этом сами и, думаю, получат большое удовольствие от великолепной игры актеров, их потрясающей пластики и искрометного юмора, которым приправлена каждая мизансцена.

ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ

Ну а мы проникнем в закулисное пространство и познакомимся с теми, кто явил публике эту действительно не только смешную, но и поучительную комедию. Роль алкаша Бориса исполнил актер НГТ Антон Судеев, его жену сыграла Снежанна Валиева, а в образе гипнотизера предстал Никита Чарушин. Поставил спектакль режиссер из Тольятти Юрий Раменсков.

DSC 8300

Надо заметить, что для ноябрьского театра этот человек не посторонний. Пару лет назад он приезжал сюда поучаствовать в творческой театральной лаборатории, а Антон и Никита помнят его еще по Екатеринбургскому театральному институту – они, оказывается, однокашники.

– Мы четыре года прожили с Юрием в одной комнате общежития, – говорит Судеев.

Когда режиссер и актеры хорошо знают друг друга и настроены на одну волну, работа над спектаклем протекает легко и по-настоящему творчески. Именно в такой атмосфере и ставился «Детектор лжи».

– Проблемы подбора актеров на эту постановку вообще не было. Мы с художественным руководителем театра Анатолием Лобановым, не сговариваясь, сразу решили, кто именно будет в ней задействован, и это было прямое попадание в образы, – рассказывает Юрий Раменсков. – Пьесу для постановки предложил Лобанов. Драматургический материал мне понравился, хотя для меня он и не очень типичен – я больше привык ставить классику. Но знаете, всегда интересно войти в новую воду.

Антон Судеев в свою очередь поделился тем, как он искал образ:

– Когда я читаю пьесу и начинаю представлять своего персонажа, то пытаюсь найти некие ключевые точки, на которые дальше будет нанизываться его характер. И я решил, что у моего Бориса одной из таких точек будет отвисший уголок губы. Это такое предынсультное состояние, вызванное алкоголизмом. Я видел много таких людей в моем родном Магнитогорске – практически в каждом дворе есть подобные персонажи. И вот когда точки найдены, образ начинает жить своей жизнью: у него формируется собственная система ценностей, мотивации, а ты как бы наблюдаешь за ним со стороны.

НА ГРАНИ АБСУРДА

Особо хочу отметить пластическое решение некоторых мизансцен. В состоянии гипнотического транса Надежда называет себя то Мэрилин Монро, то Людмилой Гурченко, а Борис вспоминает свою молодость в стиле брейк-данс. И если у драматурга это выражено очень схематично, то в спектакле на этой основе разыграны целые интермедии со смешными до умопомрачения танцами и пантомимами, в чем, безусловно, заслуга и режиссера, и балетмейстера.

– Видишь в пьесе событие – развивай его! Это закон театра, – делится профессиональными секретами Юрий Раменсков.

Все пластические решения спектакля помогла создать Ольга Орлова, балетмейстер-постановщик. Очень талантливый специалист, говорит режиссер. Даже из не танцующего человека она может вытянуть всю его природную органику и заставить ее работать на образ.

Что касается сценографического оформления, то художник-постановщик Денис Денисов предложил решение на грани сюрреализма: ванна посреди комнаты, стены изрезаны водопроводными трубами, словно это прутья клетки. Они даже на потолок забираются. Входные двери, которые не открываются изнутри. В данном случае сценография помогла усилить атмосферу «неправильности» той жизни, которой живут персонажи. Взаимное сосуществование без любви, без уважения и доверия друг к другу и впрямь похоже на абсурд. Это хорошо читается в спектакле, где в легкой юмористической форме поднимаются на самом деле очень серьезные вопросы. И, отсмеявшись, зритель невольно начинает задумываться о собственной жизни: так ли уж она правильна? А это, знаете, иногда весьма полезно.

DSC 8498

Фото Дмитрия Агатия.

 

 

ntiamig newlogo radio