Группа Вконтакте  Группа в Одноклассниках  Канал в Instagram 
Пятница, 19 ноября 2021 16:52

Для развития промысла нужны мастер и материал Избранное

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

На портале живемнасевере.рф ямальцы до 28 ноября выбирают лучший туристический сувенир: интерес к отечественному туризму бьет все рекорды, Ямал в этом плане имеет неплохие перспективы.

Например, наши изделия из кости давно привлекают иностранных коллекционеров, не говоря уже о желании российских музеев и выставочных залов иметь в своих фондах такие работы.
О профессии резчика мы говорим с Кириллом Никифоровым, заместителем директора городского Музейного ресурсного центра по развитию и сохранению народных промыслов и ремесел.

2

– Недавно ты вернулся из Салехарда, где победил на региональном этапе конкурса «Славим человека труда!». И вот новое состязание, твои работы опять в числе лидеров. Быть первым – это важно?

– Творческий человек нуждается в оценке – объективной, когда работы оценивают профессионалы, равные тебе в мастерстве или лучше превосходящие. Самое обидное, когда мастер становится разменной монетой в чьей-то политической борьбе, интригах и прочих подковерных играх. Я не попадал в такие ситуации, но слышал об этом.

– Про тебя можно сказать: обласкан вниманием зрителей и властей предержащих. Заказы от высопоставленных особ, авторские работы в городах округа: такие блага отражаются на творческой деятельности? Можно спокойно почивать на лаврах?

– О каких лаврах идет речь? О тех, когда не отходишь от станка? Или когда на руках не успевают зарасти мозоли? Да, участвую в фестивалях и конкурсах, учу молодых, провожу мастер-классы. И это хорошо. Мне сорок с небольшим, и я начиная с нулевых набираюсь мастерства. Двадцать лет. Пробую и то, и это, и пятое, и десятое. Можно всю жизнь резать медведей, бурых и белых, на двух и четырех лапах, и оставаться при этом косторезом, иметь учеников, числиться в престижных каталогах. А можно экспериментировать, двигаться вперед, пробовать разные материалы и техники. Мне ближе второй вариант.

5

– Галерея фигур Кирилла Никифорова заставляет зрителя внимательно разглядывать каждого вырезанного тобой персонажа. У людей и животных на лицах и мордах есть эмоции: они радуются, печалятся, идут вперед или опускают руки. Как удается вложить в изделение из кости, дерева, льда некий философский смысл?

– Я перепробовал много материалов: начинал с резьбы по дереву (до сих пор люблю это ремесло), участвовал в ледовых фестивалях, режу снежные городки. Но кость – это сокровенное. Как косторез, я имею авторский почерк, зритель это чувствует. Нет предела совершенству, надо много работать. Я без всякой скромности скажу, что хочу быть лучшим. Встать рядом со своими учителями, заслуженными художниками России. Это не самоцель, я не фанатик, но для мужчины и мастера состояться очень важно. Хотя не менее важно быть отцом, мужем, другом. Жизнь должна быть гармонична, мы к этому стремимся... Наверное, в этом и состоит счастье.

– Мне нравится все, что ты делаешь. Но еще мне нравится, как ты говоришь об этом. Художнику нужна самопрезентация? Надо представлять свои проекты или «за тебя ребята скажут»?

– Со временем я все больше склоняюсь к персональным выставкам. Фестивали и конкурсы мне интересны в том случае, если я уверен в объективности судей и жюри. Вот сейчас проходит голосование за лучший ямальский сувенир (право участвовать отдано индивидуальным предпринимателям, они имеют определенный статус). Я выставлял работы в подобном состязании в 2019 году, победил в номинации «Салехард, новогодняя столица». В нынешнем конкурсе мы боремся за победу в шести номинациях: «Этнографический сувенир», «Сувенир региона», «Сувенир-игрушка», «Гастрономический сувенир», «Сувенир события». Нечто похожее было на конкурсе «Славим человека труда!», там мы изготавливали линейку туристической сувенирной продукции, включающую в себя плакат, футболку, игрушку, магнит, настольную скульптуру. То есть работали в нескольких направлениях. Чем чаще ты принимаешь участие в мероприятиях, тем больше начинаешь понимать в конкурсных механизмах, во всей этой движухе. Как на экзаменах, когда надо решать много-много задач, чтобы стать стобалльником.

– Журналисты проголосовали на портале «Живем на Севере» за твоих медведицу и медвежонка. Название работы – «Материнство» (номинация «Сувенир региона») – афористично, потому что мы видим в костяной фигурке любовь. Безусловную, не зависящую от качества шерсти и роста в холке. Работа «Ловля оленя» в номинации «Этнографический сувенир» точна в исполнении: «Тынзян накинуть на хорей» – эту фразу я помню с первого Дня оленевода, который посетила в далеком 1990 году (в авторской задумке Никифорова – тынзян накинуть на оленьи рога). Для мастера важна насмотренность?

– Для достоверности изображения – да. Не менее важно знание текстуры материала. Почему нельзя фигуру из бивня мамонта поставить на сосновую досочку? Потому что такая кость требует дорогой древесины. Изделию из коровьего рога нужна будет менее изысканная подставка. Этого требует культура исполнения, авторская эстетика.

– Нет желания изложить свои мысли в отдельной монографии? Издать учебник?

– В 2019 году я окончил педагогический институт в Уфе, теперь дипломированный специалист и могу преподавать в колледжах и училищах. Мне нравится проводить мастер-классы с подростками, но столько дел впереди, что нет времени писать книги.

8

На 2022 год у Кирилла Никифорова планов громадье: поездки, форумы, фестивали, выставки. И об этом мы расскажем читателям в другой раз. А пока голосуйте: пусть наш будет лучшим – он такой и есть.

ФОТО ИЗ АРХИВА «СВ»
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИРИЛЛОМ НИКИФОРОВЫМ

Прочитано 346 раз
Людмила Бондырева

Заведующий отделом экономики, социальных проблем и местного самоуправления

Тел. 32-94-26

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Другие материалы в этой категории: « Как «Виртус» победил «Страну Оз» РГО рулит »

Оставить комментарий

ntiamig newlogo radio
Яндекс.Метрика (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(55003567, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); (function(){ var a = document.querySelector('#g-aside'), b = null, P = 0; window.addEventListener('scroll', Ascroll, false); document.body.addEventListener('scroll', Ascroll, false); function Ascroll() { if (b == null) { var Sa = getComputedStyle(a, ''), s = ''; for (var i = 0; i < Sa.length; i++) { if (Sa[i].indexOf('overflow') == 0 || Sa[i].indexOf('padding') == 0 || Sa[i].indexOf('border') == 0 || Sa[i].indexOf('outline') == 0 || Sa[i].indexOf('box-shadow') == 0 || Sa[i].indexOf('background') == 0) { s += Sa[i] + ': ' +Sa.getPropertyValue(Sa[i]) + '; ' } } b = document.createElement('div'); b.style.cssText = s + ' box-sizing: border-box; width: ' + a.offsetWidth + 'px;'; a.insertBefore(b, a.firstChild); var l = a.childNodes.length; for (var i = 1; i < l; i++) { b.appendChild(a.childNodes[1]); } a.style.height = b.getBoundingClientRect().height + 'px'; a.style.padding = '0'; a.style.border = '0'; } var Ra = a.getBoundingClientRect(), R = Math.round(Ra.top + b.getBoundingClientRect().height - document.querySelector('#g-mainbody').getBoundingClientRect().bottom); // селектор блока, при достижении нижнего края которого нужно открепить прилипающий элемент if ((Ra.top - P) <= 0) { if ((Ra.top - P) <= R) { b.className = 'stop'; b.style.top = - R +'px'; } else { b.className = 'sticky'; b.style.top = P + 'px'; } } else { b.className = ''; b.style.top = ''; } window.addEventListener('resize', function() { a.children[0].style.width = getComputedStyle(a, '').width }, false); } })()