Екатеринбургский «Коляда-театр» впервые посетил Ямал с гастролями

 В конце марта в Ноябрьске прошли гастроли «Коляда-театра». Актеры из Екатеринбурга показали детскую постановку «Кот в сапогах» и взрослую комедию «Двенадцать стульев» по бессмертному роману Ильфа и Петрова.

Дух первоисточника

«Коляда-театр» – один из самых старых и успешных частных театров России. В этом году ему исполняется двадцать лет. Его организатор и бессменный руководитель Николай Коляда говорит, что за это время театр объездил многие страны мира – только во Франции были раз десять. Практически каждый год коллектив из уральской столицы дает спектакли в Москве, Санкт-Петербурге. А вот на Ямале и вообще «на северах» «Коляда-театр» впервые. Оказался он здесь по приглашению Салехардского культурно-делового центра, который в течение последних восьми лет организовывает в округе фестиваль «Первый Театральный» и привозит на Ямал ведущие театральные коллективы России.

– Мы – частный театр, существуем исключительно за счет продажи билетов, поэтому сами ездим только туда, где гарантированно сможем собрать полный зал, – рассказал Николай Коляда. – Эти же гастроли нам полностью оплатили организаторы. Благодаря им мы посмотрели Север, узнали, что здесь живут очень теплые и гостеприимные люди.

IMG 1465

Николай Коляда – не только известный режиссер, но и драматург. Он – автор нескольких десятков пьес, которые идут не только в его театре, но и во многих других, а также инсценировок классических произведений литературы. Роман «Двенадцать стульев» маэстро тоже инсценировал самостоятельно, стараясь при этом сохранить и дух, и букву первоисточника.

– Когда я брался за «Двенадцать стульев», я понимал, насколько непростая задача стоит передо мной, – признавался режиссер перед началом спектакля. – Ведь очень многие читали этот роман, для кого-то он является настольной книгой. Еще больше людей смотрели снятые по нему блестящие фильмы – и Леонида Гайдая, и Марка Захарова. Поэтому все, кто приходит на мой спектакль, невольно начинают сравнивать.

Почувствовали кожей

Автор этого материала не стал исключением из общего правила. Сравнивая постановку как с первоисточником, так и с вышеупомянутыми произведениями кинематографа, я пришел к двум приятным выводам. Первый заключается в том, что спектакль действительно очень созвучен с первоисточником – как с фабулой произведения Ильфа и Петрова, так и с тональностью. Второй вывод таков: на свои кинематографические аналоги постановка абсолютно не похожа. Если у Гайдая Остап Бендер получился эдаким философствующим альфа-самцом, а у Захарова – романтиком-менестрелем, то у Коляды он вышел таким, каким и должен был являться по жизни, – заурядным жуликом и проходимцем, хотя и не лишенным обаяния.

IMG 1807

Ипполит Матвеевич тоже утратил свою кинематографическую опереточность, оказавшись более приближенным к суровой правде жизни послереволюционной нэпманской России.

Вообще, ну просто все в этом спектакле – музыка, хореография, декорации, костюмы, грим – было призвано окутать зрителя атмосферой двадцатых годов прошлого века. Пестрой, разухабистой, бесшабашной, очень, кстати, похожей на атмосферу начала девяностых. И в двадцатых, и в девяностых ломались эпохи, смещались ценности, правили бал китч и безвкусица. Кто был ничем, тот становился всем и, соответственно, наоборот. На самом деле, страшное время. Смутное, недоброе. У Коляды, как и у авторов первоисточника, все это передано мастерски.

IMG 1587

IMG 1626

Зрители старшего поколения, пережившие развал Советского Союза и первые шаги «демократии», чувствовали эту атмосферу кожей. А вот молодежи, не заставшей не то, что двадцатых, но и девяностых годов, многое было непонятно. В этом мне призналась одна двадцатилетняя зрительница, студентка. В свое время она и роман-то до конца не осилила, и в спектакле многие режиссерские находки прошли мимо нее.

В целом же публика приняла постановку на ура. Помимо ноябрян, «Двенадцать стульев» и «Кота в сапогах» увидели и жители других городов Ямала. А Николай Коляда заметил, что если подобные приглашения будут поступать впредь, с удовольствием вновь приедет на Ямал. Благо, известному во всем мире частному театру из Екатеринбурга есть, что показать: в его репертуаре более 80 спектаклей. Многие из них в разное время становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов и уже сами стали классикой.

Фото Анастасии Даниленко.

ntiamig newlogo radio