Группа Вконтакте  Группа в Одноклассниках  Канал в Instagram 
Среда, 24 ноября 2021 16:15

Музыка не терпит формальности Избранное

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

В Ноябрьске в очередной раз прошел Всероссийский музыкальный фестиваль «Где рождается искусство». Его организатор – всемирно известный пианист и преподаватель Юрий Розум.

ГРОМКИЕ ИМЕНА

Юрий Розум – легендарная личность в мире классической музыки. Народный артист России, академик РАЕН, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных и Московского государственного института музыки им. Шнитке, основатель международного благотворительного фонда для поддержки талантливых детей. Несколько лет назад при финансовой помощи компании «Газпром нефть» фонд учредил фестиваль «Где рождается искусство», и вместе со своими коллегами – известными музыкантами – Юрий Розум начал ездить по российским городам с мастер-классами и концертами. В Ноябрьск маэстро со товарищи впервые приехал в 2017-м и с тех пор бывает здесь каждый год. Исключение составил только 2020-й, когда из-за антиковидных мер мероприятие пришлось отменить.

На этот раз компанию Розуму составили заслуженная артистка Республики Татарстан, профессор института имени Шнитке Елена Рольбина (скрипка), заведующий отделом духовых и ударных инструментов Московского колледжа имени Прокофьева и солист Санкт-Петербургского Дома музыки Владимир Устьянцев, артист компании YAMAHA, преподаватель по классу ударных инструментов Александр Компанеец. Кроме того, бессменным спутником Юрия Розума в фестивальных турах является его бывший ученик, а ныне сам преподаватель Гнесинки, лауреат международных конкурсов Даниил Контуашвили.

DSC 1918

В Ноябрьске главная аудитория фестиваля – ученики и преподаватели детской музыкальной школы и детской школы искусств. Именно для них гуру проводили творческие встречи и мастер-классы. Юрий Розум и Даниил Контуашвили работали с пианистами, Елена Рольбина – со скрипачами, Владимир Устьянцев – с духовиками, Александр Компанеец – с ударниками.

DSC 1881

DSC 1973

Преподаватель ДМШ им. Виктора Коха по классу ударных инструментов Евгений Забигулин всегда ждет этот фестиваль как глоток свежего воздуха. Говорит, самое ценное в нем – живое общение с выдающимися исполнителями. Именно в ходе такого общения открывается второе дыхание, рождаются какие-то новые идеи.

– С Александром Компанейцем мы познакомились в 2019 году, с тех пор поддерживаем контакт через социальные сети. Это очень серьезный музыкант и педагог, у него действительно есть чему поучиться, – уверен Евгений.

Компанеец в свою очередь высоко отзывается о ноябрьском коллеге. Говорит, ему удалось создать в городе целое «барабанное братство».

DSC 1943

Вообще, гости отметили серьезный уровень подготовки местных педагогов, их творческий подход к своей работе. А также высокую мотивацию учеников: «У ваших детей глаза горят. Это просто замечательно!»

УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ!

Ряд профессиональных рекомендаций местным преподавателям их столичные коллеги все же дали. В частности, Елена Рольбина пожелала «свободы с инструментом» – чтобы дети на практических занятиях не зажимали свой опорно-двигательный аппарат. Аналогичные пожелания своей «ударной» аудитории высказал и Александр Компанеец. Владимир Устьянцев как духовик посоветовал больше внимания уделять дыханию и артикуляции. Даниил Контуашвили призвал юных пианистов при исполнении произведений внимательнее относиться к мелким штрихам, а еще заявил буквально следующее:

– Умейте себя слушать!

Юрий Розум, обращаясь к местным педагогам, порекомендовал им не придерживаться формального подхода к преподаванию, не делать догму из методичек.

– Не побоюсь показаться крамольным: школы буквально задавлены гнетом разных методических указаний, – заметил он. – Но в них не учитывается то, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. У меня была легендарная учительница по фортепиано. Она знала, как к кому подойти: на кого надавить, а кому дать свободу творчества. Кому задать два упражнения, кому – двадцать. Пусть дети сами мыслят, решают, интерпретируют. Если скатываться к формальному зазубриванию нот, если играть на автомате, не включая голову, уши и сердце, музыка просто умрет.

Позже в беседе с журналистами Юрий Розум отметил, что очень рад тому, что фестиваль возродился после ковидных ограничений. Практика показала, что уроки и мастер-классы в режиме онлайн – дело крайне неэффективное. Ни один мессенджер не может передать те оттенки и нюансы, которые видны и слышны при живом контакте. А в игре на музыкальных инструментах как раз они имеют решающее значение.

DSC 2005

Квинтэссенцией фестиваля стал концерт классической музыки. На сцену ДМШ имени Виктора Коха вышли как юные исполнители, так и мэтры. Для первых это был своего рода экзамен, для вторых – практическая часть их мастер-классов, возможность на личном примере показать всю многогранность исполнительского мастерства.

Фото Дмитрия Агатия.

 

Прочитано 348 раз
Евгений Демьянюк

Заведующий отделом культуры, образования и спорта

Тел. 32-19-81

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оставить комментарий

ntiamig newlogo radio
Яндекс.Метрика (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(55003567, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); (function(){ var a = document.querySelector('#g-aside'), b = null, P = 0; window.addEventListener('scroll', Ascroll, false); document.body.addEventListener('scroll', Ascroll, false); function Ascroll() { if (b == null) { var Sa = getComputedStyle(a, ''), s = ''; for (var i = 0; i < Sa.length; i++) { if (Sa[i].indexOf('overflow') == 0 || Sa[i].indexOf('padding') == 0 || Sa[i].indexOf('border') == 0 || Sa[i].indexOf('outline') == 0 || Sa[i].indexOf('box-shadow') == 0 || Sa[i].indexOf('background') == 0) { s += Sa[i] + ': ' +Sa.getPropertyValue(Sa[i]) + '; ' } } b = document.createElement('div'); b.style.cssText = s + ' box-sizing: border-box; width: ' + a.offsetWidth + 'px;'; a.insertBefore(b, a.firstChild); var l = a.childNodes.length; for (var i = 1; i < l; i++) { b.appendChild(a.childNodes[1]); } a.style.height = b.getBoundingClientRect().height + 'px'; a.style.padding = '0'; a.style.border = '0'; } var Ra = a.getBoundingClientRect(), R = Math.round(Ra.top + b.getBoundingClientRect().height - document.querySelector('#g-mainbody').getBoundingClientRect().bottom); // селектор блока, при достижении нижнего края которого нужно открепить прилипающий элемент if ((Ra.top - P) <= 0) { if ((Ra.top - P) <= R) { b.className = 'stop'; b.style.top = - R +'px'; } else { b.className = 'sticky'; b.style.top = P + 'px'; } } else { b.className = ''; b.style.top = ''; } window.addEventListener('resize', function() { a.children[0].style.width = getComputedStyle(a, '').width }, false); } })()