Ноябрьский городской театр «выстрелил» нестандартным прочтением русской классики

Ноябрьский городской театр выпустил очередную премьеру. Спектакль «Не все коту масленица» по пьесе классика русской драматургии Александра Островского прошел в большом зале ГДКиК «Русь».

Александр Островский родился 12 апреля 1823 года, и эта премьера посвящена двухсотлетнему юбилею драматурга. За свою богатую творческую биографию он написал более пятидесяти пьес. Большинство из них – о простых людях, современниках автора. Богатых и бедных, знатных и простолюдинах. Островский открыл для сцены мир купцов, ремесленников, чиновников с их бытом, жизненным укладом, взглядами и суждениями. С их достоинствами и недостатками. Автор оставил после себя целую галерею сюжетов и образов, которые до сих пор не сходят с театральных подмостков. И «Не все коту масленица» - одна из самых известных его пьес.

У обедневшей купеческой вдовы Дарьи Федосеевны Кругловой есть дочь Агния, девушка на выданье: красивая, бойкая, но не имеющая приданого. За нее готов посвататься богатый купец Ермил Зотыч Ахов – человек грубый, высокомерный, ценящий людей прежде всего по размеру их кошелька. Но Агния отдает предпочтение племяннику и помощнику Ахова Ипполиту – молодому и симпатичному, но слишком робкому человеку.

ADV 9752

Лишь любовь к Агнии заставляет его выбить у Ахова свое жалование за многие месяцы работы. Ермил Зотыч же терпит не только матримониальное, но и «цивилизационное» фиаско: впервые окружающие отнеслись к его богатству без должного пиетета и пошли поперек его воли. «Как жить? Как жить? Родства народ не уважает, богатству грубить смеет!»

ADV 9813

- Я видел довольно много постановок этой пьесы, - говорит режиссер Игорь Сывороткин, поставивший спектакль. – Зачастую это были социальные драмы: слезы, горе, терзания. А на афише стоит «комедия». То есть налицо обман зрителя. И вот мы решили, что надо соответствовать жанру, заявленному автором: если комедия - значит должно быть смешно! Попытались сделать водевиль. Такую, знаете, городскую сказку для взрослых.

Убрав из пьесы все «лишнее», Сывороткин значительно разгрузил ее и облегчил для восприятия. Добавил туда изрядное количество музыки, танцев, пластики и даже немного клоунады. От этого все герои получились яркие, гротескные, лубочно-матрешечные – как ожившие дымковские игрушки.

ADV 9823

Актеры, надо сказать, блестяще справились со своими задачами. Органично взаимодействуя друг с другом, они выступили единым слаженным ансамблем. Ахова сыграл Сергей Сухопаров, Ипполита – Глеб Денисов, Круглову и ее дочь Агнию – Варвара Утробина и Арина Сидорова. В штате НГТ эти актрисы совсем недавно. Варвара приехала из Лысьвенского театра драмы (Пермский край). Игорь Сывороткин шутит, что ее буквально «выкрали» оттуда. Арина работала в Омске, потом попытала счастья в Москве, а в итоге тоже оказалась в Ноябрьске. Сейчас актрисы активно вводятся в репертуарные спектакли НГТ, а над «Не все коту масленица» начинали работать с нуля.

- Для меня Островский – непростой автор, - признается Варвара. – Его герои разговаривают на своеобразном языке, так уже никто давно не изъясняется. Поэтому такой текст сложно не только выучить, но порой и понять. Однако совместными усилиями мы его одолели.

ADV 9805

Замечу, не только одолели, но и привнесли что-то свое. По словам Игоря Сывороткина, именно Варвара, Арина и Глеб были авторами многих интересных и веселых фишек, коими изобилует постановка.

Второстепенные персонажи выглядели не менее ярко и колоритно, чем главные герои. Молодая актриса Анна Траудман в роли престарелой горничной Кругловых Маланьи была просто бесподобна.

ADV 9735

А Ирина Коваль так воплотила образ Фионы, служанки Ахова, что порой вызывала у публики гомерический хохот. Ирина в городском театре служит с первого дня. За все годы сыграла много главных ролей, но как-то призналась мне, что ей больше по душе пусть второстепенные, но яркие, характерные персонажи. И здесь, что называется, было попадание в десятку. То с подбитым глазом, то с поломанной рукой, жертва аховской деспотии буквально источала энергию и юмор.

ADV 9773

Однако не буду раскрывать всех секретов постановки, дабы сохранить интригу для тех, кто сам захочет насладиться свежим прочтением Островского. Добавлю только, что молодежи билеты можно купить по пушкинской карте. Кстати, по этой причине на премьере было много школьников старших классов. Лично мне очень неприятно было наблюдать, как кое-кто из них во время спектакля резался в «стрелялки» на своих смартфонах. Если нет интереса к классике, уважение к актерам все же должно быть. Впрочем, эти тонкие материи детям тоже нужно прививать. Театральные традиции в Ноябрьске только зарождаются, поэтому верю, что зрительская культура у нас будет расти пропорционально количеству выпущенных спектаклей.

Фото Анастасии Даниленко.

 

ntiamig newlogo radio