Как руками можно рассказать то, чего не передать словами

В ЦД «Нефтяник» прошел спектакль «О тебе…» в исполнении театра неслышащих и слабослышащих актеров «Недослов» из Москвы.

Мы передаем смыслы

«О тебе» – это пластический спектакль-концерт, в основе которого лежат композиции известных российских рок-исполнителей: Дианы Арбениной, Светланы Сургановой, групп «Сплин», «Би-2», «АукцЫон», «ДДТ» и других. Люди, почитающие русский рок (к их числу относится и автор этого материала), смогли не только услышать, но и «увидеть» хорошо знакомые песни – так, как их «видят» актеры театра «Недослов».

Признаться, более благодатного материала для пластического осмысления трудно найти. Ведь в русском роке текст зачастую многосложен. Он имеет несколько пластов подтекста, и смысл произведения таится где-то глубоко в этих слоях.

IMG 129

Понимать то, о чем поет Олег Гаркуша или Юрий Шевчук буквально – значит, не понимать вовсе. Русский рок нужно чувствовать. Сердцем, кожей, кончиками пальцев. Надо признать, у театра «Недослов» это получилось филигранно. То, чего многие имеющие уши не могут услышать, актеры слабослышащие не только уловили, но и передали зрителю с помощью танца, пластики и языка жестов.

- Мы используем жестовый язык как выразительное средство. Причем язык не бытовой, а художественный – он намного сложнее и многограннее. Мы не переводим дословно тексты песен, мы передаем смыслы, - рассказывает «СВ» директор театра Сергей Бидный.

IMG 05

Его супруга Елена ставила все эти танцы, а постановщик жестов Варвара Ромашкина переводила устный текст рок-композиций на язык рук и пальцев.

Принцип обратной инклюзии

Театр «Недослов» - единственный в мире коллектив, полностью состоящий из глухих и слабослышащих актеров. Все они профессионалы, выпускники Российской государственной специализированной академии искусств. Это учебное заведение было создано три десятка лет назад, и аналогов ему пока нет в мире.

В 2003 году из выпускников очередного курса преподаватель академии Анна Башенкова вместе с группой единомышленников создала экспериментальный театр и впоследствии стала его художественным руководителем. Она же является режиссером-постановщиком многих спектаклей, в том числе и того, который увидели ноябрьские зрители. Помимо этого, Башенкова преподает еще в нескольких театральных вузах, служит актрисой в театре Армена Джигарханяна, ставит спектакли на разных площадках и довольно активно снимается в кино.

Как рассказал Сергей Бидный, театр «Недослов» является автономной некоммерческой организацией и живет в основном на поступления от продажи билетов и средства спонсоров. У коллектива большая гастрольная деятельность. Только в новом театральном сезоне он уже побывал в Белгороде, Смоленске, Челябинске, Калининграде. Потом последовал тур по Ямалу, а после актеров ждут в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. До введения эпидограничений театр довольно часто выезжал за границу: США, Канада, страны Европы, постсоветское пространство. «Недослов» - постоянный участник Всемирного фестиваля искусств глухих в Реймсе (Франция).

IMG 105

- Мы ездим очень много, - говорит Сергей. – С одной стороны, зарабатываем себе на жизнь, с другой – несем наше искусство зрителям, большинство которых – обычные, хорошо слышащие люди. Таким образом стираются барьеры между здоровыми и людьми с инвалидностью. Более того, имеет место и принцип обратной инклюзии, когда обычные люди погружаются в непривычный для них мир, и он становится для них ближе и понятнее.

Как мы уже упоминали, «Недослов» - единственный в мире театр подобного рода. Сергей Бидный рассказал, как однажды за границей на очередном фестивале артисты познакомились с представителями шотландской Королевской академии искусств. Те загорелись идеей открыть такой же театр у себя. Творческое руководство «Недослова» провело с ними серию консультаций, рассказало и показало, как и что нужно делать. Однако у шотландцев что-то не заладилось, и вскоре идею пришлось свернуть. Говорят, нет у них специалистов такого уровня. И нет людей, готовых работать на голом энтузиазме, творить и создавать что-то не благодаря, а вопреки. Нашим соотечественникам таких качеств не занимать.

Взяли и вытащили все эмоции

Гастроли московского театра слабослышащих актеров на Ямале организовал Культурно-деловой центр Салехарда. Помимо Ноябрьска артисты посетили Муравленко, Тарко-Сале и поселок Уренгой. Надо отметить, что в нашем городе гости показывают этот спектакль уже второй раз. Впервые они побывали здесь пару лет назад. И тогда, и сейчас зрители приняли постановку на ура.

- Когда я увидела этот спектакль в первый раз, была просто шокирована. Даже не знала, как реагировать. Такое ощущение сложилось, что из меня вытащили все человеческие эмоции, - делится хореограф КСК «Ямал» Ольга Ильенко. – Поэтому, когда я снова увидела афишу с этим спектаклем, не задумываясь пошла второй раз и, представьте, испытала те же самые ощущения! Подкупает искренность актеров, их чистота. Языком пластики они говорят о том, что действительно понимают и переживают. Это дорогого стоит. С такими людьми всегда интересно. Многое я почерпнула от них и в профессиональном плане. Чего стоят движения рук! Хореографы часто ищут пути: как можно о чем-то рассказать руками. И далеко не всегда это получается. А здесь актеры владеют этим языком в совершенстве.

IMG 11

Кстати, помимо спектакля, творческое руководство театра провело в Ноябрьске мастер-класс для местных работников культуры, хореографов. Делились секретами пластики, языка жестов, рассказывали, как на примере их учреждения работает принцип инклюзии – реального включения в активную жизнь социума людей с ограниченными возможностями.

Фото Анастасии Даниленко.

 

ntiamig newlogo radio