Молодая учительница из Ноябрьска признана лучшей на Ямале и готовится к всероссийскому конкурсу

Учительница русского языка и литературы ноябрьской школы №3 Анастасия Бакараева стала победительницей окружного конкурса «Педагогический дебют – 2021».

«Наша талантливая девочка» - так по-матерински тепло директор школы Татьяна Соколовская называет свою подчиненную. В штате школьных учителей Настя появилась в конце 2019 года и сразу заявила о себе как о серьезном и компетентном специалисте.

Любовь к русскому

Такой вот интересный штрих: учить российских детей русскому языку и литературе Бакараева приехала из Украины – страны, где практически не осталось русских школ, где «мова оккупантов» варварски вытесняется из всех сфер жизни. Впрочем, в сугубо русскоязычном Харькове, откуда Настя родом, все эти политические выкрутасы воспринимают, мягко говоря, без энтузиазма. Там по-прежнему читают Пушкина и Толстого в подлиннике и, загрузив на компьютеры специальную программу, смотрят российские каналы и фильмы без неуклюжего украинского дубляжа.

Книг в Настиной семье было много – увесистые тома русских классиков уютно шелестели в ее детских руках и оставляли глубокий след в душе.

- Мой любимы писатель – Чехов. В нем я нахожу все те качества, которых недостает мне, - признается собеседница.

Читала Настя в свободное от учебы и домашних обязанностей время. А обязанностей у девочки было немало. Дело в том, что она выросла в многодетной семье православного священника и была старшим ребенком. Шутка ли – восемь братьев и сестер! Приходилось быть и нянькой, и воспитательницей, и репетитором. Так что педагогический опыт девушка получила еще в детстве.

Помимо русской литературы, Анастасию очень увлекала история. Она побеждала на профильных олимпиадах, и одно время даже хотела поступать в пединститут на исторический факультет. Но чем старше становилась, тем отчетливее понимала, что то, что в современной Украине называется историей, на самом деле фейк. Учить этому детей ей было противно. По русскому же олимпиад не проводили. Как будто не было такого предмета в школьной программе. Правда, один раз (кто только разрешил?!) в Харькове устроили конкурс любителей русского слова, и Настя взяла второе место по области. Она была уже в выпускном классе, и надо было определяться с дальнейшей профессией. Точнее, со специализацией. То, что она будет учителем, было решено намного раньше.

Приняли как родную

В Харьковском педагогическом университете имени Григория Сковороды каким-то чудом уцелел факультет русской словесности. Туда наша героиня и поступила, а шесть лет спустя благополучно окончила, получив степень магистра. Еще будучи студенткой, знала, что не останется жить на Украине. Родина Пушкина и Чехова звала к себе, корешками томов на книжных полках излучая непреодолимый магнетизм.

В Ноябрьске жила старинная знакомая семьи Бакараевых – она давно приглашала девушку, к ней Настя и приехала, заблаговременно разослав резюме по местным школам. Кандидатурой соискательницы заинтересовались в школе №3.

Приняли как родную, говорит собеседница без тени лукавства и фальши. Директор Татьяна Соколовская и старшие коллеги-словесники отнеслись к молодому специалисту поистине с родительской теплотой и участием: помогали, подсказывали, советовали. А главное – доверяли. Дети же – они везде дети – поначалу испытывали на прочность, но быстро поняли, что номер не пройдет.

IMG 7093

- Я люблю детей, легко нахожу с ними общий язык. Опыт общения с младшими братьями и сестрами много мне дал, - говорит молодой педагог.

Настя умела не только учить, но и учиться. Внимательно слушала и впитывала советы старших коллег, адекватно воспринимала критику, из ошибок извлекала правильные уроки. Помимо обучения детей, вела активную общественную жизнь: участвовала в различных внеклассных и творческих мероприятиях, пела, танцевала, уверенно держалась на публике, могла увлечь и заинтересовать аудиторию. Поэтому, когда встал вопрос, кого выставить на конкурс «Педагогический дебют», особых дискуссий не было: конечно, Бакараеву.

Надо было удивлять

- К конкурсу меня начали готовить задолго до его старта, - вспоминает она. – Большое спасибо моим старшим коллегам-филологам: Надежде Юрьевне Хохловой, Наталье Викторовне Емельяненко, Валентине Васильевне Русецкой, которые очень помогли мне. А презентацию мы придумывали вместе с Натальей Владимировной Бардашкиной.

Кстати, последняя – учитель химии, ныне завуч третьей школы – когда-то сама была победителем окружного «Учителя года». Тогда, лет десять назад, ее «Визитная карточка» произвела настоящий фурор.

В феврале этого года Анастасия уверенно выиграла городской этап конкурса. Правда, у нее там было всего двое соперников. В региональном туре их оказалось уже восемнадцать.

Сначала окружные испытания проходили в заочной форме. Участникам нужно было выслать в адрес жюри проект (Настя придумала интеллектуальную игру, посвященную Году музеев), разработку собственного учебного занятия и эссе на тему «Урок, который мне запомнился». В отличие от многих, в эссе Настя написала не об успехе, а об одной из своих неудач – по косточкам разобрала то злополучное занятие, отыскала причину, сделала вывод. Жюри по достоинству оценило смелость и аналитические способности конкурсантки.

Очный этап также состоял из трех заданий. Нужно было провести учебное занятие, сделать публичное выступление на актуальную тему и показать презентацию своей оригинальной наработки.

- Чтобы завоевать призовое место, мало было все сделать грамотно и без ошибок. Нужно было чем-то удивить, - говорит победительница.

Разбудите жюри!

Больше всего члены жюри удивились ее презентации. В последнее время в русском языке появилось множество английских терминов. Один из них – скетчноутинг. Что это такое? Как ему научиться и для чего он нужен школьнику? По большому счету скетчноут – этот тот же конспект, только выполненный в виде рисунков, схем и инфографики. Такая система ведения позволяет ученику структурировать усваиваемую информацию, выделять главное. Она развивает абстрактное мышление когнитивные способности. Все это наша героиня в интересной и увлекательной форме – в виде тех же рисунков-скетчей – донесла до взыскательного жюри. Большим плюсом было еще то, что Настя, в отличие от многих соперников, не читала текст по бумаге. Живое общение – с отступлениями, с элементами импровизации – всегда воспринимается более выигрышно. А ораторских способностей и органичности нашей героине не занимать. Этот же дар очень помог ей и в ходе публичного выступления.

- Я выступала последней, жюри уже «спало», - но я быстро его «разбудила», - улыбается собеседница.

Речь шла о буллинге – травле школьниками своих сверстников. Как свести к минимуму эту проблему, Настя не только говорила, но и показывала с помощью рук. Ее пальцы исполнили некую ролевую игру. Судьям оставалось только восхищаться находчивости и артистизму конкурсантки.

- Анализируя то, как я справлялась с заданиями, я предполагала, что займу призовое место, но что стану первой – уверенности не было. Все-таки у меня были очень сильные соперники, - говорит Анастасия.

Зато у жюри в этом вопросе сомнений не возникло. Верили в свою учительницу и дети – вместе со своими родителями: победительницу буквально засыпали поздравлениями. В Ноябрьск и свою родную третью школу она вернулась триумфатором.

IMG 0151

Теперь нашей героине нужно готовиться к всероссийскому этапу конкурса. Его заочная часть пройдет до конца этого года, а финал – уже в 2022-м. Я же, как автор этого материала и Настин земляк-харьковчанин, хочу пожелать ей успеха и поздравить с профессиональным праздником – Днем учителя. Удачи вам, Анастасия Сергеевна, и новых побед!

Фото Анастасии Даниленко и из личного архива Анастасии Бакараевой.

ntiamig newlogo radio