Городской театр выпустил свой первый спектакль в формате творческой лаборатории.

Ноябрьские актеры представили очень необычную премьеру. Спектакль-эксперимент под названием «Умник» прошел в ГДКиК «Русь».

В МИРЕ УСЛОВНОСТЕЙ

Постановка эта оказалась необычной во многих смыслах. Во-первых, материалом для сценического воплощения послужило не драматургическое, а литературное произведение – роман «Умник» французской детской писательницы Мари-Од Мюрай. Во-вторых, как во всеуслышание объявил режиссер-постановщик Игорь Сывороткин перед началом представления, это спектакль-эксперимент, и все присутствующие на нем зрители – тоже его участники. Что это означает, расскажем чуть позже.

Главный герой постановки – двадцатилетний юноша, страдающий умственной отсталостью. Он имеет интеллект трехлетнего ребенка. Вероятно, за это в семье его и прозвали Умником (Актер Никита Чарушин). У парня есть лучший друг – игрушечный кролик Крокроль (актер Сергей Суворов) и младший брат Клебер – ученик колледжа (Назар Денисов).

IMG 2741

Он как умеет опекает Умника, а тот в свою очередь любит проказничать и не дает скучать ни Клеберу, ни его школьным друзьям, которые все вместе снимают небольшую квартиру. У Клебера есть выход – вернуть Умника в закрытый приют, тем более что и равнодушный к судьбе старшего сына отец (актер Сергей Сухопаров) настаивает на этом, и социальные службы содействуют. Но боже мой, как же несчастному брату там плохо! Для него приют – настоящая тюрьма.

Роман Мари-Од Мюрай в руки Игорю Сывороткину попал случайно – это было лет пять назад. Режиссер говорит, что книга задела его, и с тех пор он грезил воплотить ее на сцене. Мечта сбылась только в Ноябрьске. Сценарий писал сам. При этом пришлось много чего сократить, оставить лишь ключевые эпизоды романа, наиболее полно отвечающие идее и сверхзадаче постановки. Сывороткин сразу понял, что спектакль нужно делать в формате творческой лаборатории.

– Вообще, лаборатория – когда режиссер приносит какой-то драматургический материал и вместе с актерами за несколько дней готовит эскиз спектакля, а потом все собираются и обсуждают, что получилось, – поясняет Игорь Сывороткин. – В театральной практике это довольно распространенное явление, особенно у молодежи. Это, знаете, такой театр-театр. В нашем спектакле тоже много условностей, есть даже подобие хора, который еще в Древней Греции использовался.

IMG 2818

Надо заметить, идея с хором, когда актеры массовки создают некий эмоциональный фон и в процессе действия перевоплощаются в разных персонажей, оказалась весьма выигрышной. Во-первых, она помогла «театрализовать» многих героев романа, коих намного больше, чем актеров в постановке. Во-вторых, лабораторные условности позволили легче трансформировать пространство и время, что придало действу кантиленность и зрелищность.

САМО ОБАЯНИЕ

В постановке участвовала почти вся труппа НГТ (как только уместились на тесной сцене премьер-зала?!), и актеры блестяще справились со своими ролями. Чувствовалось, что режиссер правильно расставил перед ними задачи.

IMG 2779

Особо хочу отметить исполнителя главной роли – Никиту Чарушина. Из него получился такой обаятельный Умник, что в него и в самом деле нельзя было не влюбиться. После спектакля Никита рассказал, что сам работает с «особенными» детьми в инклюзивной театральной студии «Крылья». Даже специально учился этому и имеет диплом тьютора в системе инклюзивного образования.

– На самом деле нет особой разницы, когда работаешь с обычными детьми и ребятишками с особенностями развития, – говорит актер. – Разве что последним нужно более тщательно объяснять, чего ты хочешь от них добиться. Самое главное, видишь, как дети к тебе привязываются, влюбляются в тебя. Это, поверьте, дорогого стоит. Работая над Умником, я многое позаимствовал у своих подопечных: их повадки, манеру общения. Выходит, не только я их учу, но и они меня.

IMG 2740

Яркую, веселую и одновременно трогательную историю поставили специально в расчете на подростковую аудиторию – с ее сленгом, манерами и прочими «прибамбасами». Но зацепила она и взрослых зрителей. Они в этом признались сами. Дело в том, что режиссер после спектакля устроил публичное обсуждение (лаборатория все ж таки!). Каждый мог высказать свое мнение, замечания, задать вопросы – и в этом тоже состоит необычность данной премьеры. Впрочем, замечаний не было, выступавшие только благодарили актеров и режиссера за блистательную работу и за поднятую ими актуальную тему – место в социуме людей с ограниченными возможностями и отношение к ним со стороны обычных сограждан. В этом спектакле есть над чем поразмыслить и чему поучиться у его главного героя.

Фото Анастасии Даниленко.

 

ntiamig newlogo radio