В этом году Большой этнографический диктант прошел онлайн. С 3 по 7 ноября можно было зайти на сайт международной акции «Большой этнографический диктант» (www.miretno.ru), нажать на кнопку «Пройти диктант», указать контактные данные и ответить на вопросы.

В этом году Большой этнографический диктант прошел онлайн. С 3 по 7 ноября можно было зайти на сайт международной акции «Большой этнографический диктант» (www.miretno.ru), нажать на кнопку «Пройти диктант», указать контактные данные и ответить на вопросы.

Максимальная сумма баллов за выполнение заданий – 100. На 30 вопросов нужно было ответить за 45 минут. Диктант включал в себя тестовые задания: 20 вопросов на федеральную тематику, еще 10 связаны с национальной спецификой конкретного региона. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответа, из них предлагалось выбрать правильный.
Большой этнографический диктант – это просветительский проект, который знакомит участников с культурой народов, проживающих в России, позволяет оценить общий уровень знаний, кругозор, эрудицию. А началось все в 2016 году, когда энтузиасты Удмуртии решили по аналогии с Тотальным диктантом по русскому языку провести ревизию знаний по этнографии. Мероприятие вскоре стало международным: диктант писали на всех континентах, а самой экзотической площадкой стала Международная космическая станция, где на вопросы отвечали космонавты.
Этнокультурная грамотность – часть культуры человека. Приезжая в разные области и края, не мешало бы знать, что можно и чего нельзя делать в домах хозяев, на улицах, в других публичных местах. Например, пребывая в стойбище коренных народов Севера – ханты и ненцев, надо помнить, что в чуме есть мужская и женская половины. Это касается многих бытовых мелочей, которые для хозяев совсем не являются таковыми.
Что касается вопросов по Ямалу, то, на мой взгляд, все десять были несложными. Они касались народных праздников (Вороний день), гастрономических фестивалей («Ямальская строганина»), элементов одежды (с какого возраста носят пояс мальчики и что значит для ненок сумка для рукоделия), археологических памятников (древнее святилище Усть-Полуй, открытое в 1930 году). Можно было ошибиться в цвете глаз: у кого он меняется с золотистого на темно-синий? Я подумала, что это оленегонная лайка (по аналогии с хаски), оказалось, что это сам олень. Интересным был вопрос о форме чума: от чего зависит, остроконечная она или тупоконечная? Оказалось, что от благосостояния семьи: чем больше (просторнее) чум, тем тупее у него верхушка.
Общие вопросы – для всех участников – тоже оказались легкими. Поморские диалекты знакомы нам по многосерийному фильму «Россия молодая». Крымскотатарские обычаи после 2014 года у многих на слуху, ведь мы стали бывать в Крыму намного чаще. Что такое «опростоволоситься», сегодня знает каждый школьник. Вопросы по острову Сахалин тоже не представляли труда: блюдо пянсе как симбиоз местной корейской и русской кухни или сахалинские были писателя Владимира Санги.
Из 100 баллов мне удалось набрать 61, то есть из тридцати вопросов у меня восемнадцать попаданий «в яблочко». Сработал один из законов Мерфи, когда думаешь правильно, но ответ выбираешь неверный. Таких «неверных» получилось семь: что называется, «я так и знала». Досадно, что умудрилась перепутать шурина с деверем, он – брат жены (в помощь вам стихотворение Владимира Высоцкого: «Послушай, Зин, не трогай шурина!»). Впрочем, в любом случае победили любознательность, начитанность и интуиция. «Удовлетворительно» тоже неплохо.

В тему

В 2016 году в российском сегменте акции приняло участие около 90 тысяч граждан. В 2017-м этнографический диктант писали 11 стран, 367 тысяч человек. В 2018-м – 35 стран, 392 тысячи участников. В 2019-м – 42 страны, 454 тысячи человек. В 2020-м – 123 страны, 1 млн 742 тысячи участников.
Фото из архива «СВ»

ntiamig newlogo radio