Управдом – друг человека лишь тогда, когда последний знает свои права и обязанности

Тема жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране одна из самых болезненных. Такого количества проблем и претензий граждан к властям и сотрудникам отрасли, пожалуй, нет больше ни в каких других сферах.

ЧТО ГОВОРИТ ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС

Не является исключением и наш город. Ноябряне жалуются на необустроенные дворы, разбитые проезды, протекающие крыши, плохую работу дворников и т. д. При этом свои жалобы они часто направляют не туда, куда следует. Почему-то принято считать, что во всех жилищно-коммунальных бедах могут помочь только городские и окружные власти, а еще президент Путин. Между тем в случаях, когда речь идет об общедомовом имуществе и придомовой территории, муниципальные, региональные и тем более федеральные власти бессильны.

Все правоотношения собственников недвижимости регулирует Жилищный кодекс РФ. Так вот, в статье 39 этого документа говорится, что расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут сами собственники. К таковому относятся не только подъезды, подвал и крыша дома, но и придомовая территория, то есть двор и внутридворовые проезды.

А в статье 44 говорится о том, что единственным органом управления в МКД является общее собрание собственников. На нем и должны решаться все больные вопросы. Но прежде всего на собрании определяется способ управления домом. Всего по Жилищному кодексу их три: непосредственный способ, товарищество собственников жилья (ТСЖ) и управляющая компания (УК). Кстати, в Ноябрьске большая часть жилищного фонда (663 дома) управляются именно посредством УК – в городе их 12. Также есть 38 ТСЖ, в ведении которых находится в общей сложности 161 МКД. Еще 411 домов избрали непосредственный способ управления.

Когда данный вопрос улажен, заключаются договоры с обслуживающими организациями. Если собственники решили, что управлять их домом будет УК или ТСЖ, то соответствующие договоры с предприятиями жилищно-коммунального комплекса заключает их руководство (правление). При этом составляется приложение к договору, в котором подробнейшим образом прописываются все виды услуг, их периодичность и цена. Все собственники МКД должны ознакомиться с этим документом и подписать его. Если договор нарушается, жильцы вправе обращаться в управляющую организацию. Если же там должным образом не реагируют – жаловаться в госжилинспекцию.

Нередко у жильцов возникают идеи благоустроить придомовую территорию: заасфальтировать проезды, установить детскую площадку и т. п.

DSC 4134

В данном случае инициатор должен обратиться в управляющую организацию с просьбой провести внеочередное общее собрание (либо включить этот вопрос в повестку дня очередного). На собрании этот вопрос и будет решаться. Если более половины собственников поддержат идею, она будет включена в планы работы. При этом жильцам нужно осознавать, что любые дополнительные траты будут финансироваться из их кармана. Конечно, это не значит, что они тут же должны сбрасываться на новые качели. Просто стоимость оборудования и работ будет включена в квитанцию на ежемесячную оплату за ремонт и обслуживание общего имущества. Есть еще вариант, когда правление ТСЖ или УК использует резервные средства, накопленные, скажем, от аренды помещений в доме либо размещения на нем рекламных конструкций. Но такие случаи бывают не всегда: каким-то домам в этом плане везет больше, каким-то меньше.

РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ

Переходя от общего к частному, можно рассмотреть конкретные примеры: как подобные вопросы решаются в Ноябрьске. Жительница дома № 6 на улице Энтузиастов регулярно пишет письма в администрацию города и правительство округа о том, что в ее дворе не проложили ливневую канализацию и в период сильных дождей и таяния снега территория подтапливается. Начали разбираться. Не так давно двор был включен в планы благоустройства по программе «Комфортная городская среда». В ее рамках там был проделан весь комплекс запланированных работ: заасфальтированы проезды, установлены лавочки и урны. То есть за то, что, по идее, должны платить сами собственники, заплатил город. Но даме этого показалось мало. «Почему не проложили ливневку?» – гневно вопрошает она мэра и губернатора и получает закономерный ответ: такой вид работ программой «КГС» не предусмотрен. Впрочем, и эта проблема будет решена – только не сразу, а через время. Дело в том, что район, где находится этот дом, состоит из ветхого фонда, подлежащего расселению и демонтажу. На месте снесенных деревяшек будут возводить новые малоэтажные дома и обустраивать придомовую территорию, в том числе прокладывать ливневую канализацию. Просто нужно набраться терпения и немного подождать. Либо же проводить работы прямо сейчас, но оплачивать их придется самим жильцам.

Второй показательный случай произошел по адресу: проспект Мира, 83а. В 2019 году там начался ремонт в одном из подъездов. В итоге он затянулся на два года, но так и не был доведен до конца. Качество того, что было сделано, не выдерживало никакой критики.

IMG 20200924 115250

IMG 20200924 115220

У собственников лопнуло терпение, и они обратились в правление своего ТСЖ. Там людей не услышали, тогда они пожаловались в госжилнадзор. Принесли с собой документы, фотографии, акты якобы выполненных работ. Контролирующий орган усмотрел нарушения со стороны правления ТСЖ и вынес ему соответствующее предостережение. В итоге руководство товарищества было сменено и ремонт начался по новой – уже без дураков. К счастью, оплачивать его пришлось из резервных средств от аренды помещений, а не из карманов жильцов. А с прежним правлением ТСЖ и той подрядной организацией, которую оно наняло, сейчас разбираются правоохранительные органы.

Мораль всего вышеизложенного проста: из любой неприятной ситуации можно найти выход. Если искать его, опираясь на закон, выйдет эффективнее. Если же тратить время на пустопорожние препирательства, весь пар уйдет в гудок.

Фото из архива "СВ" и собственников дома №83-А по пр. Мира.

 

ntiamig newlogo radio