На Ямале пожароопасный сезон продлится до конца сентября. Наш рассказ сегодня о Викторе Володине, одном из огнеборцев. Замначальника службы пожаротушения Ноябрьского пожарно-спасательного гарнизона подполковнику внутренней службы Виктору Володину недавно исполнилось 45. За плечами у него 28 лет работы в пожарной охране.

На Ямале пожароопасный сезон продлится до конца сентября. Наш рассказ сегодня о Викторе Володине, одном из огнеборцев. Замначальника службы пожаротушения Ноябрьского пожарно-спасательного гарнизона подполковнику внутренней службы Виктору Володину недавно исполнилось 45. За плечами у него 28 лет работы в пожарной охране.

Особый противопожарный режим отменен на Ямале с 1 сентября. Итоги сезона-2022 огнеборцам еще предстоит подвести, но можно сказать, что со всеми ситуациями они справились: природные, техногенные, рукотворные пожары не нанесли значительного урона экологии, населенные пункты не пострадали.

DSC 8235

В руках синица, журавль в небе
Вначале расскажем, как журналисты выбирают героев своих публикаций. Иногда это информационный повод: награждение, дата, какое-то событие из жизни земляков. А иногда человек сам приходит на страницу газеты, будто ему начертано стать героем очерка или зарисовки. Вот и Виктор Володин никак не мог обойти «Северную вахту»: встретились мы с ним в манеже спортивного комплекса «Прометей».
Во время занятий по пожарно-спасательному спорту тренера Сергея Цепкова подготовительная группа – дети до 12 лет – не давала своему наставнику прохода: несмотря на строгую дисциплину, мальчишки и девчонки гроздями висели на любимом воспитателе. Однако стоило на пороге спортзала появиться родителям, приехавшим за отпрысками, как те галопом мчались к папам и мамам. К одному из мужчин прилипли сразу три малыша: Стеша, Кирилл и Ариша. Так мы познакомились с их папой Виктором Володиным. Это его сорванцы бегали по залу, создавая кружение, словно пчелы в улье. Другие малыши успешно им в этом помогали.
– Банда, – улыбался тогда Виктор Тимофеевич. – В музыкалку ходят, на коньках катаются, на лыжах раз в месяц круги нарезают. Еще и в шахматы играют.
В синих подполковничьих глазах было столько любви, что откомандированные в спортзал совсем по другому поводу журналисты замерли, открыв рот. Тогда мы и решили написать о Викторе Володине, ноябрьском пожарном, отце семейства. Можно было догадаться, что есть в его биографии интересные факты: столь открытые и доброжелательные лица в суровой профессии огнеборцев встречаются нечасто.
Во время нашей следующей встречи первый вопрос был о педагогической деятельности: не приходилось ли Виктору Володину преподавать? Наверное, он из семьи учителей?
– Нет, – рассмеялся Володин. – Военные мы. Дед Степан Тимофеевич воевал, на танке проехал по дорогам Великой Отечественной войны. Отец служил, старший брат Андрей – полковник, уже на пенсии. Отец и брат как вышли на заслуженный отдых, так стали учительствовать. Папа преподавал ОБЖ, технологию, черчение, физику в школе нашего села (родовое гнездо находилось в 40 километрах от Волгодонска). Брат – ОБЖ и физкультуру.

 

Беречь как зеницу ока
На Ямал Виктор приехал в декабре 2003-го, можно сказать, недавно (есть такой снобизм у ноябрян: кто в 80-90-е снег тут не топтал, тот и Севера не видал). Но у Володина все было по-настоящему: из Ростовской области – сразу в поселок Вынгапуровский. Отработал год заместителем начальника ПЧ-88 по кадрам, затем его перевели в Ноябрьск. А тут и зима 2006 года подоспела, когда два месяца мороз давил под минус 50. Температуру тогда показывали только технические термометры, ртутные отказывали.
– Окончил в 1997 году Воронежское пожарно-техническое училище, лейтенантом пришел в ПЧ-16 на «Атоммаш», крупнейшее производственное объединение в Волгодонске. Служил начальником караула, заместителем начальника по службе, а с 2002 по 2004 год – начальником части. Так случилось, что в 1999-м мы работали на ликвидации последствий теракта, когда в Волгодонске был взорван девятиэтажный дом. Тот сентябрь отметился взрывами в Буйнакске и Москве. Пожарные первыми приезжали на место трагедии. Главное – спасти людей, – без лишнего пафоса говорит Виктор Тимофеевич. – В нашей профессии нельзя терять самообладания: спасателю нужно вывести из огня гражданских и не пострадать. Этому мы учимся на тренировках. Не менее важны для выработки навыков теоретические знания. Я заочно учился в Ростовском строительном университете, на факультете «пожарная производственная безопасность и охрана труда». Сегодня служу заместителем начальника службы пожаротушения Ноябрьского пожарно-спасательного гарнизона. Коллег, товарищей и граждан надо беречь как зеницу ока, чтобы они не погибали на пожарах и при чрезвычайных ситуациях. Мы – тушилы. Профилактические рейды – прерогатива надзорной службы. Моя задача – определить степень опасности загорания, категорию пожара, отдать распоряжение по количеству бойцов, машин, сколько звеньев должны осуществлять тушение, постоянно быть на связи, руководить тушением, контролировать действия пожарных.
Пять лет Виктор Тимофеевич возглавлял центральный пункт пожарной связи, все диспетчеры отзываются о своем бывшем начальнике только в превосходной степени: понимающий, доброжелательный. Не третировал подчиненных, помогал девушкам, когда бывали запарки.
Значится в послужном списке Володина и должность начальника отделения обучения личного состава службы подготовки и пожаротушения. Так вот откуда склонность к преподаванию: мало уметь самому справляться с пожарами, надо новых огнеборцев этому научить.
– Равнодушные люди в охране не задерживаются. Коллектив у нас дружный, спаянный: один за всех, все за одного, – Виктор подыскивает фразы, чтобы расставить акценты. – Парни всегда в хорошей спортивной форме. Проходим медкомиссию, сдаем нормативы. Неважно, какую должность ты занимаешь, вредных привычек быть не должно. Например, летчик-космонавт Алексей Леонов не прошел медкомиссию при поступлении в пожарное училище, а в летное прошел. Так что требования к бойцам жесткие, нам присваивают первую категорию по медицинским показателям. Реакция должна быть молниеносной, нет времени раздумывать. Доводим действия при тушении до автоматизма.

Володин В.Т. с детьми 2

О семье счастливой
В свободное от службы время Виктор Володин ездит на рыбалку. Любовь к удочке у него с детства – в третьем классе он мог уйти с ночевкой на Дон рыбу ловить. Сейчас увлекся подводной охотой. Показал нам фотографии добычи – летом они с братом Андреем подстрелили сомика весом 17 килограммов.
Еще он гнездовьюн: там, где живет, вьет гнездо, то есть обустраивает дом. Поэтому в нем души не чает женская половина семьи: жена Елена, дочери Мария, Стефания и Ариша. А еще внучка Иванна – скоро исполнится два года, как Виктор стал дедом. Вряд ли Тимофеич читал труды Сухомлинского, но детей и внучку он воспитывает правильно, на личном примере. Сохранил юношеский задор и поварские таланты – готовил с детства без всяких книг о здоровой пище. Одно слово – дончанин: шашлык замаринует, уху на костре заварганит. И говорит об этом так вкусно, что хочется напроситься на семейное торжество, попробовать фирменное блюдо. Живет по принципу: «Все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина».

Фото Дмитрия Агатия