Год 1992-й, на первый взгляд, казался спокойным. Однако драмы разыгрывались все 365 дней. Начнем с того, что с 1 января были отпущены на свободу цены, при том что рыночных механизмов в экономике (конкуренции) создано не было.

Год 1992-й, на первый взгляд, казался спокойным. Однако драмы разыгрывались все 365 дней. Начнем с того, что с 1 января были отпущены на свободу цены, при том что рыночных механизмов в экономике (конкуренции) создано не было.

Аршином общим нас не мерить

«Северная вахта» отреагировала репликой: «Ценовая революция, о которой так долго говорили демократы, свершилась. С капитализмом вас, дамы и господа!»
Инфляция разогналась со страшной силой: в 26 раз выросли цены. Сбережения людей улетучились, как с майских яблонь дым. Правительство младореформаторов увещевало народ макроэкономическими показателями, а население, заходя в магазины, прикрывало глаза, чтобы они окончательно не вылезли на лоб.
Все бы ничего – затянули бы пояса, но именно в 1992-м прошла приватизация госпредприятий: за ваучеры, разумеется. Тех приватизационных чеков, что были по закону положены конкретному человеку, на приобретение какого-либо дела не хватало, дополнительно купить приватизационные чеки было не на что. Многие сходу обменяли их на палку колбасы или бутылку водки, в лучшем случае – на мешок муки. Произошедшая с связи с ростом цен конфискация денежных знаков у россиян способствовала быстрой приватизации всех мало-мальски значимых активов. Желающих приобрести заводы и фабрики было немного. Ямальцам повезло: им разрешили обменять ваучеры на акции «Газпрома». В 1994 году таким правом мог воспользоваться уже любой россиянин, но к тому времени чеков у простых смертных не осталось: они благополучно перекочевали в карманы бывшей партийной номенклатуры или новых русских.
Надо сказать, что доминирующие в обществе смыслы, ценности и жизненные стратегии в 1992 году тоже были выброшены на свалку истории - они обесценились. Началась масштабная криминализация населения.
Описывать эти драматичные события и сейчас нелегко, что же говорить о статьях тридцатилетней давности! Слава богу, журналистской братии в газете прибыло: начальником отдела экономики стала Наталья Носова (Кузнецова), перешедшая в «Северную вахту» из горкома партии, корреспондентом отдела стал Вячеслав Калинин, молодой человек, принятый на работу с легкой руки главного редактора «СВ» Анатолия Плесовских, который знал Славу еще маленьким мальчиком.
Вячеслав вдвоем со Светланой Шевченко отрабатывали полосы: тандем был работоспособный, лучше всего им удавались интервью со звездами – Львом Лещенко, Ефимом Шифриным, Дмитрием Маликовым, Валерием Леонтьевым, Эдитой Пьехой. Весной сдали в эксплуатацию ГДКиК «Русь», поэтому появился выбор, куда пойти: «Нефтяник», «Ямал», «Днепр», «Русь». И хотя цены на билеты кусались, но на встрече с Дмитрием Харатьяном был аншлаг.

шафранник

Тысяча причин, чтобы делать дело
Пожалуй, ни в какой другой год аэропорт Ноябрьска не принимал столько правительственных бортов из стран СНГ: Украина нанесла визит нефтяной столице округа в лице вице-премьера правительства Витольда Фокина, два раза прилетал глава правительства Молдовы Андрей Сангели. Были подписаны прямые договоры на поставку нефти на ближайшие к этим странам НПЗ. Взамен в Ноябрьск шел продуктовый бартер: молдавские вина, фрукты, консервация, украинские конфеты, молочка, мясные деликатесы. ОРС нефтяников во главе с Сан Санычем Кулаковским и Людмилой Константиновной Дейкало оперативно разруливал поставки. Поселки - Муравленковский, Вынгапуровский, Холмы, Ханымей – тоже не обделяли вниманием. На винно-водочные изделия и сигареты ввели талоны, а потом их отменили из-за отсутствия товара.
Украинская тема не сходила со страниц городской газеты. Александр Овсянников, начальник промышленного отдела, ставил в заголовках риторические вопросы: «Ты не предашь своих посланцев, Украина?», «Не отрекаются любя?», «Хохол кацапу не товарищ?» У многих северных украинцев на земле – в Полтаве, Харькове, Киеве - были квартиры, многие рассчитывали на досрочную пенсию. Все эти вопросы требовали принятия локальных юридических актов, но Леонид Кравчук лишь улыбался: «На Украине Севера нет!»
Производство теплилось. Работали не в полную силу, но старались обходиться без простоев. 28 декабря 1992 года был пробный запуск технологических цехов УКПГ (установки комплексной подготовки газа) Комсомольского газового промысла (КГП). И опять, как при запуске Вынгапуровского в декабре 1978-го, мороз был минус 40. «Это стало доброй приметой», - шутили работники Управления добычи и транспортировки газа (УДТГ). Кстати, 13 января 1993-го с Восточного купола Комсомольского промысла в магистральный трубопровод Уренгой - Челябинск был подан первый промышленный газ.
Структурные подразделения производственного объединения «Ноябрьскнефтегаз» стали юридическими лицами, получили самостоятельность, чтобы самим решать вопросы снабжения. По принципу «Кто смел, тот и съел». В состав ННГ вошло Ноябрьское нефтегазоразведочное предприятие (ННГРП): «Связали их не узы Гименея» - написала тогда «Северная вахта». Геологи не обижались: понятно, что нужда связала, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Фирма «Дюар» выпустила первые трикотажные и шелковые женские платья, а в санатории-профилактории «Озерный» стали разливать по бутылкам минеральную воду «Ноябрьская». Вкусно и полезно.
Заработала детская молочная кухня, учреждение оформили как филиал тюменской фирмы. Второго июля в Ноябрьске был создан Центр занятости населения, который вот уже тридцать лет бессменно возглавляет Ольга Ивановна Рябушева, за что ей честь и хвала.

Бабаскин котов

О пользе высоких визитов
Следуя традиции первого президента России Бориса Ельцина, высокие гости вновь посетили Ноябрьск. 23-24 июня к нам приехал вице-премьер по топливу и энергетике правительства РФ Виктор Черномырдин. Перед его визитом в Сургуте побывал председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов, парламентарии готовили почву для отправки правительства Егора Гайдара в отставку.
В Сургуте собрались руководители нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири, поэтому из Ноябрьска туда отправилась целая делегация. Руслан Имранович считал, что цена на нефть – это вопрос политический. У генерального директора п/о «Ноябрьскнефтегаз» Виктора Городилова оказалось другое мнение: «Не может вопрос ценообразования быть подспорьем для чьих-то амбиций». Вполне определенно по этому поводу высказался на совещании лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Лучше плохой Ельцин, чем хороший Хасбулатов». Конфликт между двумя ветвями власти разгорался на глазах у изумленных граждан. Вскоре в Ноябрьск пожаловала другая сторона – исполнительная власть, представитель правительства страны Виктор Черномырдин.
- Ситуация управляемая, - сказал Виктор Степанович. – Хотя часть НПЗ сегодня неплатежеспособна. Но я все равно считаю, что брать кредиты в банках для того, чтобы выдать людям заработанную плату, глупо и неправильно.
Два производственных тяжеловеса – Черномырдин и Городилов - договорились о встрече с цифрами в руках.

журналисты

Грядущее создается сегодня
С февраля 1992 года в объединении «Ноябрьскнефтегаз» индексировали заработную плату, сглаживая инфляционное падение рубля. Появляется «Заявление тринадцати», обращенное к президенту России: тринадцать генеральных директоров поставили свои подписи под петицией, среди них – Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Виктор Палий («Нижневартовскнефтегаз»), Виктор Городилов («Ноябрьскнефтегаз»). Положение отрасли - катастрофическое: не на что закупать оборудование, существует реальная угроза остановки промыслов.
Журналист Наталья Носова публикует интервью с экономистом, заместителем генерального директора Натальей Бизиной, и начальником управления финансов ННГ Верой Онищенко. Надо отметить, что именно в Ноябрьске с благословения Городилова был создан первый совет директоров-женщин: Людмила Базилевская, Галина Андриянова, Людмила Дейкало, Лилия Хенвен. С руководителями предприятий – фирмы «Дюар», санатория-профилактория «Озерный», «Ноябрьскторгнефти» (ОРС нефтяников), издательского дома «Благовест» - разговаривают Наталья Терехова и Ирина Сухарникова.

храм 1

Между тем приближается первый юбилей нефтяной столицы Ямала, в апреле 1992-го городу исполнилось десять лет. Разворот «Северной вахты», посвященный круглой дате, рассказывает о людях труда: Николае Стрельце (первый начальник КС-1, главный инженер УДТГ в то время), Александре Камышине (мастер буровой бригады ННГРП). Эти же герои находят себя в журнальных публикациях: в Салехарде выходит в свет первый номер «Ямальского меридиана», редактор Роман Ругин.
На тематической странице «От субботы до субботы» журналисты рассказывают читателям о новом празднике, к которому присоединилась наша страна, – Дне пожилого человека. Дома культуры «Днепр», «Нефтяник» и центр досуга «Лира» окружили в этот день пенсионеров вниманием: для них концерты, им – поздравления.
Еще одна приятная новость из жизни социальной сферы: городское управление образования возглавил Валерий Крючков. Журналисту Наталье Тереховой Валерий Палыч прокомментировал закон Российской Федерации «Об образовании», который значится в реестре документов под номером один. Именно этот закон, определяющий будущее страны, президент Борис Ельцин подписал первым.
19 декабря Ноябрьский фонд муниципального имущества объявил о приватизации муниципальных предприятий на коммерческом конкурсе: это магазины «Сибирячка», «Маяк», «Донбасс», «Украина», «Золушка», «Восход», «Бирюса». Репортаж с аукциона Вячеслава Калинина убеждает читателей в том, что идет реальный торг, трудовые коллективы настроены воинственно, никто не собирается уступать. Действие, ранее подсмотренное ноябрянами лишь в кино, пришло в их реальную земную жизнь.
Смена общественно-экономической формации стала неизбежным событием. А в 1993 году поменяется Основной Закон страны: в Конституцию РФ добавят новые преамбулы и новеллы.

храм 2

Фото из архива «СВ»
Фото из архива автора

ntiamig newlogo radio