Елена Кухарева, подполковник МВД в запасе, много лет возглавляла паспортно-визовую службу ГУВД. О ней наш рассказ. 

Елена Кухарева, подполковник МВД в запасе, много лет возглавляла паспортно-визовую службу ГУВД. О ней наш рассказ. На территории РФ основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт. Получение его обязательно для гражданина, достигшего четырнадцати лет. Так случилось, что через руки Елены Кухаревой в свое время прошло практически все совершеннолетнее население Ноябрьска.

МУЖЕСТВЕННАЯ ПРОФЕССИЯ
Отсчет милицейской деятельности Елена ведет с 1979 года, когда трудовой коллектив салехардского отделения Госстраха, где она работала агентом-страхователем, направил ее на службу в ямало-ненецкий окружной отдел внутренних дел. На собеседовании замначальника Яков Сигал, не без удовольствия окинув взглядом красивую стройную женщину, воскликнул:
– Елена Прекрасная, да и только! Мы хотим предложить вам должность начальника паспортного стола, работа эта ответственная и хлопотная. Но вы справитесь, – и, давая понять, что разговор окончен, хлопнул ладонью по столу. – Принимайте дела.
Яков Шиманович гордился тем, что у него легкая рука. Но даже он вряд ли мог представить, что с его подачи служба Кухаревой в течение многих лет окажется связанной с выдачей паспортов, к тому же имя – Елена Прекрасная, заимствованное из сказки и адресованное ей при первом их знакомстве, – будет сопровождать ее всю дальнейшую жизнь.
В курс дела Елена вошла быстро: работа подразделения заключалась в выдаче и обмене паспортов, плюс к этому специалисты отвечали на адресно-справочные запросы и разыскивали неплательщиков алиментов. Заканчивался обмен старых советских паспортов на новые, серпасто-молоткастые, образца 1975 года. Бланки паспортов поступали с фабрики Гознака без задержек, система была отлажена. Единственная трудность заключалась в том, что записи на первом листе необходимо было выполнять перьевой ручкой и специальными чернилами. Благо у всех женщин-паспортисток был каллиграфический почерк: они скрипели перьями до полуночи, а вознаграждением за этот труд были слова признательности от благодарных горожан.

В ДЕВЯНОСТЫЕ НА ЮГ ЯМАЛА
Трудности начались осенью 1991 года после неудавшегося путча, когда бывшие братские республики в одночасье стали самостийными. Одна за другой они провозглашали свою независимость, в каждой были приняты законы о гражданстве. Вскоре на Ямале появились «новоявленные» иностранцы: сотрудники милиции с изумлением разглядывали предъявляемые им краснокожие паспорта с вымаранной черной тушью общесоюзной символикой, рядом на странице красовался размазанный штемпель, например, со словом «Украина».
Елену Кухареву пригласил возглавить паспортно-визовое отделение начальник ноябрьского ГОВД Вениамин Попов. Знакомы они были много лет, хорошо ладили. Но свое согласие она дала не сразу.
– В марте 1993-го я оказалась в Ноябрьске. Решение о переезде на новое место службы далось нелегко, – рассказывает Елена Ивановна. – По натуре я человек оседлый, за долгие годы жизни в Салехарде полюбила этот город. Но приехав на юг округа, погрузилась в такую круговерть, что ностальгировать времени не было. Даже в мыслях не могла представить, с каким объемом работы придется столкнуться.
Это и понятно: столица Ямала была маленьким городком со стабильным населением и патриархальным укладом. Другое дело - Ноябрьск: перспективный нефтяной центр, население которого состоит из многоликого и многоголосого люда, съехавшегося со всей необъятной страны, бывшего Советского Союза.

ЛАРЧИК ПРОСТО НЕ ОТКРЫЛСЯ
Больше всего в Ноябрьске было выходцев с Украины: представители этой республики строили город. Когда-то их под звуки духового оркестра всем миром отправляли с Дарницкого вокзала столичного Киева на Север – осваивать нефтяные просторы и ковать экономическую мощь страны. Теперь все они с тревогой следили за изменениями, происходящими на их исторической родине. У многих там оставалось нехитрое хозяйство, родительский дом, куда они планировали вернуться на старости лет. Когда стало известно о том, что уехавшие на заработки украинцы теряют права на оставленную недвижимость, люди начали действовать. Им казалось, что для сохранения своего имущества там и места работы здесь следует получить два паспорта: один с регистрацией на Украине, второй – в России (Ноябрьске). Тогда по одному документу можно будет спокойно жить в РФ, а по второму, который они сдавать не собирались, въезжать на территорию бывшей братской страны.
Паспортно-визовую службу захлестнул поток заявлений об утере документов. Населением овладел недуг, провоцирующий рассеянность, однако причина явления была ясна милиции. Действовали по закону: заявления принимали, в установленный срок выдавали дубликаты, но проводили специальные проверки. По каждому случаю информация направлялась в органы внутренних дел Украины по месту получения прежних документов их владельцами, там ранее выданные паспорта признавались недействительными. Результаты этой работы говорили сами за себя: ежегодно выявлялось более ста паспортов, полученных незаконно. Ажиотаж вокруг различных ухищрений усилиями Елены Кухаревой и ее подчиненных был сбит, а в середине девяностых в вопросах гражданства навели порядок.

В ОВИРе ТОЛЬКО ДЕВУШКИ

Все это было прелюдией к широкомасштабной акции государственного значения – обмену паспортов советского образца на новые российские. Старт реформе был дан 1 октября 1997 года, так в послужном списке Елены Ивановны появилась вторая паспортная реформа. Ей было с чем ее сравнивать.
– Страна к обмену паспортов оказалась не готова. Поэтому случались различные накладки и проволочки, связанные с нехваткой то одного, то другого, – рассказывает она. – В ноябрьский ГОВД первая партия бланков нового российского образца в количестве ста штук поступила в конце 1997 года. Сверху постоянно доводили планы выдачи и одновременно сокращали их временные сроки, но мы с поставленной задачей справились лишь за два с половиной года.
Елена Ивановна умалчивает о том, какого колоссального напряжения сил это стоило. На все время обмена пришлось забыть о выходных. Заполнение паспортов, их выдача была поставлена на конвейер, но очереди только росли. Ежемесячно выдавалось до трех тысяч документов. Девушки от усталости валились с ног, но никто не роптал: все понимали, что выполняют большое государственное дело. Вот они, ее верные помощницы: Ольга Евстратова, Зугра Ганиева, Ольга Ильина, Ирина Андрейко, Ирина Чурилова и другие.
Как-то всех девчат до белого каления довел мужчина, желающий, чтобы ему в паспорт нового образца записали национальность, хотя такой графы в документе не было. Женщины-мусульманки выражали желание фотографироваться на паспорт в повязанных на голову платках, в конце концов им пошли навстречу и пожелания удовлетворили.
Кухарева ушла на заслуженный отдых в 2006 году и уехала в Тюмень. После себя в милицейском коллективе оставила дочь Евгению, которая много лет отработала в отделе ГИБДД. Сегодня Елена Ивановна – подполковник в отставке, она души не чает в своей внучке-красавице. Поддерживает связь со многими бывшими сослуживцами, ныне разъехавшимися по городам и весям: как и сорок лет назад, они по-прежнему величают ее Еленой Прекрасной.

Сергей ДЕНИСОВ, ветеран ОВД ЯНАО
Фото из архива Сергея ДЕНИСОВА