В последнее воскресенье ноября мы отмечаем День матери и в преддверии праздника публикуем «женский портрет в рабочем интерьере».

В последнее воскресенье ноября мы отмечаем День матери и в преддверии праздника публикуем «женский портрет в рабочем интерьере».

Поиск и разработка месторождений нефти, газа и газового конденсата требуют усилий различных специалистов. Все профессии ориентированы на создание и поддержание условий для бесперебойной работы агрегатов, приборов, установок.
Взгляд женский, интуитивный
Сегодня в созданную изначально для мужчин добычную реальность все активнее внедряются женщины. Работают они машинистами компрессорно-насосных станций по закачке рабочего агента в пласт, машинистами обессоливающих и обезвоживающих установок, товарными операторами.
Елена Сальник начала свою нефтяную биографию с работы машиниста компрессорно-насосной станции (КНС).
- В первую очередь, чтобы поддерживать в рабочем состоянии насосное оборудование, требовалось учесть данные контрольно-измерительных датчиков, - рассказывает Елена Васильевна. - При аварийной ситуации мы должны были своевременно принять меры, которые заключались в остановке подачи жидких веществ. Либо, если менялся режим их движения, устраняли неисправности (в рамках своей компетенции), сообщали вышестоящему руководству об аварийной ситуации. Трудностей хватало: изматывающие ночные смены, холод в бытовках. Но женщинам нужна была работа, многие отправились на Север вслед за мужьями, устроиться куда-либо, кроме школы, детского сада, больницы, магазина и столовой, было практически невозможно.
Елена приехала в Ноябрьск в 1995-м вслед за мужем Олегом Вертянкиным, когда их дочери Ирине было три года.
- Мы с Олегом выросли в небольших украинских городках, я - в Светловодске Кировоградской области (там до сих пор живет моя мама, ей 83 года). С мужем познакомились в Санкт-Петербурге, у него была специализация, связанная с пищевой промышленностью, у меня - с легкой. Позже оба оказались в структуре нефтегазодобывающего предприятия на Ямале, для этого прошли курсы в школе подготовки кадров «Ноябрьскнефтегаза». Дочку водили в сад «Крепыш», все вместе ютились в шестиметровой комнатке на пятом этаже общежития на улице Ленина, 20. Выспаться нам удавалось не всегда: кровать уступали малышке, сами бросали на пол матрац, который утром прятали за шторку. Надо сказать, что настрой на укрепление семьи у нас всегда был сильнее бытовых неурядиц.

IMG 2

От добра ищут добра
В 1999 году с должности машиниста компрессорно-насосной станции (Елена работала на ДНС-4 Холмогорского месторождения) Сальник переходит в цех подготовки и перекачки нефти № 1 (ЦППН) товарным оператором на центральный пункт сбора (ЦПС, знаменитый в свое время товарный парк).
- Я попала в коллектив таких профессионалов, что слушала коллег с открытым ртом, - улыбается Елена Васильевна. - Многие отработали в товарном парке по 35 лет, с начала трудовой деятельности до выхода на пенсию. На ЦПС условия для женщин были лучше, чем на ДНС (дожимная насосная станция): теплый туалет, умывальник, горячая вода. Никогда не забуду, как одна из операторов с большим стажем работы перемеряла резервуар рукой: поднималась по лестнице, ведущей на площадку обслуживания генератора пены средней кратности и, касаясь ладонью стальной стены, на ощупь определяла, где подтоварная вода, а где нефть. По температуре.
Окончательное разгазирование происходит на конечной сепарационной установке. После сепараторов нефть поступает в резервуарный парк, в состав которого входят десять резервуаров вертикальных стальных (РВС) объемом 10 тысяч кубических метров.
- Уровень нефти в РВС - 10 метров, - констатирует Сальник. — Наша задача - замер уровня жидкости и отбор проб. С этими заданиями мы выходим на конкурсы профессионального мастерства, плюс еще теория.
Елена Васильевна Сальник такие состязания выигрывала пять раз, в этом году ей было присвоено звание «Заслуженный работник «Газпром нефти».

ФОТО ИЗ АРХИВА ЕЛЕНЫ САЛЬНИК