Как выживший в авиакатастрофе бортмеханик из Ноябрьска стал «лисом»

Как выживший в авиакатастрофе бортмеханик из Ноябрьска стал «лисом».

Вставать среди ночи, бродить по лесу, преодолевать болота, покорять сугробы, мчаться помогать людям, отбросив важные дела. Это далеко не все, с чем сталкиваются волонтеры поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».

Сильные духом люди

Случайные люди здесь не задерживаются: приходят многие, остаются единицы. Добровольцами становятся сильные духом, неравнодушные, те, кто идет на поиски пропавшего, чтобы в конечном итоге услышать или сказать заветную фразу: «Найден, жив!». Но хеппи-энд бывает не всегда.
Сегодня мы расскажем о судьбе поисковика Николая Тарана, одного из выживших в авиакрушении вертолета Ми-8Т в 2008 году на буровой «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза». Что привело его спустя годы в отряд волонтеров, он рассказал нашему корреспонденту. Николай не публичный человек и не любит лишней шумихи, но его знают и ценят. 11 декабря в администрации Ноябрьска глава города Алексей Романов вручил ему благодарность департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО за бескорыстный благородный труд, высокий профессионализм, активную гражданскую позицию и неравнодушие
к чужой беде, проявленные в ходе поисков пропавших людей.

А пока немного предыстории.
Наш герой родился в Крыму, в городе Джанкое, в 1969 году. Здесь же окончил школу и поступил в Васильковское военное училище под Киевом. В 1989 году выпустился из образовательного учреждения свежеиспеченным лейтенантом. Все последующие годы провел в небе. География полетов обширна: Дальний Восток, средняя полоса Российской Федерации, Средняя Азия. Так служил вплоть до 2000 года. Ушел из рядов Вооруженных сил РФ на заслуженный отдых в звании капитана запаса Министерства обороны. У летчиков 30-летний возраст считается пенсионным.
В наш город Николай Таран приехал в 2001 году. Знакомый по армейской жизни позвал на Крайний Север.

– Найти работу на предприятиях Ноябрьска оказалось непросто: были свои заморочки, – рассказывает собеседник. – Устроился в компанию Utair, которая в то время официально базировалась на Ямале. Через месяц после прохождения медицинской комиссии я уже летал. Маршруты были разные: Гыда, Мыс Каменный, Новый Уренгой, ямальские буровые, предприятия нефтяной и газовой промышленности. Доставляли специалистов в Томскую область, где шло освоение двух новых месторождений.

Взглянуть смерти в глаза

Спустя семь лет, достаточно исколесив ямальское небо и повидав арктические необъятные просторы, наш герой попадет в авиационное происшествие.
Трагедия случилась в июле 2008 года. Вертолет Ми-8Т авиакомпании Utair Aviation вылетел по маршруту Ноябрьск – Ясный – Воргенское месторождение компании «Газпромнефть-ННГ». Воздушное судно должно было доставить вахтовиков и 200 кг груза на буровую. На борту было 13 пассажиров и три члена экипажа. Полет не предвещал никакой беды. Все началось, когда вертолет начал снижаться.
– Вылетели из Ноябрьска на 774-ю «Воргенку». Мы везли людей на перевахтовку, – вспоминает Николай. – При заходе на посадку отказал один двигатель, потом – второй, случился пожар. В связи с отказом силовой установки мы произвели грубую посадку, – отчеканивает каждое слово капитан запаса, словно это было вчера.
Авиакатастрофа, к сожалению, для девяти из тринадцати нефтяников закончилась фатально. Выжили три члена экипажа, среди них – бортмеханик Таран. Несмотря на то, что сам он получил серьезную травму, до последнего помогал оставшимся в живых людям выбираться из горящего вертолета. Николай в шоковом состоянии успешно справился со стрессовой ситуацией.
Спецрейсом пострадавших доставили в Ноябрьскую ЦГБ. Жизнь Николая оказалась в руках наших докторов, они диагностировали у него компрессионный перелом позвоночника. Профессионалы
в белых халатах смогли поставить его на ноги, правда, реабилитация оказалась долгой.
Таран не любит вспоминать об авиакатастрофе. Страшно представить, каково это – когда на твоих глазах умирают люди. То, что сам остался жив, считает крупным везением. «Не дай бог никому испытать такое. Я, наверное, и вправду родился в рубашке», – говорит герой.
Жизнь тогда разделилась на «до» и «после». Авиационное происшествие поставило крест на его карьере. Диагноз, который получил бортмеханик при аварии, оказался нелетным.

Маршрут построен: курс на новую жизнь
А дальше захватил круговорот событий, дом, семья, дети, автомобильная авария и личная душевная травма, о которой он предпочитает молчать. Сейчас Николай Таран активно ведет хозяйство: строит, ремонтирует, благоустраивает, облагораживает свой дом. Наш собеседник обладает невероятным кулинарным талантом.
В его доме благоухают комнатные цветы. Про таких говорят: в руках все горит да спорится.
Три года назад он перевез с Украины маму. Во дворе специально для нее реанимировал гостевой домик. Пожилая женщина прекрасно вяжет спицами, вышивает бисером невероятной красоты картины и иконы.

Искать людей и в зной, и в стужу
Полтора года назад пенсионер Минобороны вступил в ряды ноябрьского ПСО «ЛизаАлерт». Ему присвоен позывной «механик», но сотоварищи по-дружески называют его «механ».
– В моей жизни было достаточно ситуаций, которые заставили переосмыслить многие вещи, – это материальное благосостояние, дружба. В «ЛизуАлерт» меня привело желание помогать людям. Я готов и в зной, и в стужу, глубокой ночью – не важно – взять снаряжение и пойти на поиски.

Руководитель НПСО «ЛизаАлерт» Дилара Юлдашева рассказывает:
– Я знаю Николая с тех пор, когда наши дети ходили в детсад. Он отзывчивый, надежный, дисциплинированный мужчина. Коля – тот человек, который всегда первым откликается на просьбу выручить: собрать мебель, помочь с переездом. И делает он это совершенно бескорыстно. «Механ» лишен тщеславия и высокомерия, не привык хвалиться достижениями. Всю свою летную жизнь он получал знаки отличия от Министерства обороны. О них я узнала случайно, когда писала представление о награждении. Изучив послужной список Николая, была приятно удивлена: так вот он – настоящий герой! Герой, который скромно живет среди нас.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio