История о том, как компьютерные технологии сыграли с пожилой женщиной злую шутку

Не так давно с ноябрьской пенсионеркой Раисой Головских случилась пренеприятная история: в один момент женщина осталась практически без средств к существованию. Как это произошло, и чем все закончилось, читайте в этом материале.

Баланс как приговор

Раисе Ивановне 72 года. По специальности она воспитатель, но уже давно на пенсии. Живет одна в деревянном общежитии по улице Космонавтов. У женщины в Ноябрьске есть родственники, но связь с ней они не поддерживают – их отношения разладились давно и безнадежно. Вот и получается, что живет только на свою пенсию. Она у нее не так чтобы очень уж большая, около 17 тысяч рублей, но говорит, на самое необходимое хватает. А что нужно одинокому пожилому человеку? Продукты, лекарства. Естественно, оплата коммунальных услуг – в этом вопросе Раиса Ивановна человек ответственный, никогда не допускает просрочки. Эти самые коммунальные услуги, собственно, и стали причиной ее несчастья.

16 марта сего года пенсионерка попила чаю, оделась понаряднее и отправилась в ближайшее отделение «Почта Банка», через который получает пенсию. Время от времени она заходит туда, чтобы узнать баланс своей карты и снять кое-какую наличность. Сама банкоматами пользоваться опасается – вдруг куда-нибудь не туда нажмет, и карта заблокируется. А в отделении банка вежливые девушки-менеджеры: улыбаются, всегда готовы помочь.

Вот и на этот раз милая девушка, проверив баланс карты, с улыбкой сообщила, что на счете у Раисы Ивановны одна тысяча шестьсот рублей. Пожилую женщину чуть удар не хватил. Как тысяча шестьсот!? У нее же там пенсия за февраль почти нетронутая должна была лежать, да еще остатки с прошлых месяцев! На что же она теперь жить будет?!

Проверив детальную выписку по счету, девушка-менеджер поведала клиентке, что 12 числа с ее карты было списано 18 тысяч рублей за коммунальные услуги.

Этого еще не хватало! Откуда они взялись? Раиса Ивановна достала расчетный листок от ЕРИЦ за февраль (он у нее был с собой) и показала банковской служащей. Сама она мало что там могла понять: слишком мелкий шрифт и очень много разных строчек с цифрами, аббревиатурами ГВС, ОДН, ТКО и прочими непонятными сокращениями. Обычно в месяц она платила за ЖКУ около двух тысяч рублей – эта сумма автоматически списывалась с ее счета «Почта Банком». В конце прошлого года ей там предложили подключить услугу «Автоплатеж», и женщина согласилась. А что, очень удобно, не нужно каждый месяц ходить в кассу.

– Ну, вот же, у вас за электроэнергию перерасчет в сумме 15 313 рублей плюс остальные платежи. Итоговая сумма – 18 тысяч, – разъяснила улыбчивая девушка.

Раиса Ивановна не помнит, как дошла домой. Уже оттуда вызвала скорую – сердце прихватило. Врачи накачали женщину лекарствами, ей стало лучше, и она начала размышлять. На что жить? Куда идти? Кому жаловаться? Инстанций так много… Какая ей нужна, поди разберись.

В итоге решила обратиться на телевидение – там все-таки грамотные ребята работают, подскажут, что к чему. С телеагенством «МИГ» у пенсионерки давняя дружба. Дело в том, что Раиса Ивановна хорошо поет. Выступает в шоу «Песни нашего двора», а «МИГ» это шоу снимает и показывает в эфире. В общем, туда и пошла. На следующий день съемочная группа вместе с автором этого материала приехала к пенсионерке в гости. Миговцы захватили с собой две коробки с продуктами – специально собрали пострадавшей «гуманитарную помощь».

Вытирая слезы, женщина рассказала журналистам эту невеселую историю. Автор этих строк решил самостоятельно разобраться, почему сделали перерасчет и списали деньги с карты без предупреждения.

Сам себе ревизор?

Всеми начислениями за ЖКУ сейчас занимается Единый расчетно-информационный центр (ЕРИЦ) ЯНАО. В пресс-службе местного отделения организации мне рассказали, что злосчастный перерасчет действительно имел место. Около трех лет назад Раисе Головских была предоставлена комната в общежитии. Вселившись в нее, женщина, как и положено, заключила договор с поставщиком коммунальных услуг на обслуживание. Но тогда в сферу компетенции ЕРИЦ не входила электроэнергия – на ее получение, оказывается, надо было заключать договор с другой организацией. Электричество меж тем исправно поставлялось. Со временем ЕРИЦ взял на себя абсолютно все расчеты по услугам и начал проверять лицевые счета потребителей на предмет корректности и полноты. То, что Головских несколько лет пользовалась электроэнергией фактически бесплатно, выяснилось после сверки данных по всем услугам на ее лицевом счете. Оказалось, что по коммунальным услугам у Раисы Ивановны начисления есть, а по электроэнергии - нет. В результате абоненту сделали перерасчет, и, поскольку по оплате коммунальных услуг у нее подключен автоплатеж, "Почта Банк" автоматически списал всю сумму с ее банковской карты.

– Жилищный кодекс говорит о том, что потребители обязаны в полном объеме вносить плату за жилое помещение с момента возникновения права собственности.  Если человек видит, что в расчетке в течение двух лет нет графы «Электроэнергия», а такую услугу он получает, это должно его насторожить. Поэтому потребителю нужно было обратиться в ЕРИЦ для сверки начислений, - говорит специалист по связям с общественностью ЕРИЦ Ирина Потехина.

Конечно, пожилому человеку бывает сложно разобраться во всех этих строчках и графах с цифрами. Да и психология у Раисы Ивановны еще советская: раз пришла официальная бумага с суммой, значит там все должно быть правильно. Зачем же перепроверять? И невдомек ей, что не живые специалисты нынче эту бумагу составляют, а компьютерная программа. А ей все равно, пенсионер ты или миллионер, сколько денег у тебя на счету, и дотянешь ли до следующей пенсии. Да еще, чего доброго, и "глюкануть" может. Женщина настолько доверяла компетентным инстанциям, что даже согласилась подключить в банке автоплатеж, не думая, что это однажды может сыграть с ней злую шутку.

Софт вместо головы

Тем временем вместе с бабушкой Раей мы идем в банк просить, чтобы автоплатеж отключили и по возможности вернули хоть часть денег. Я сам составил претензию, Раиса Ивановна ее подписала. Менеджер банка пояснила, что первое сделать легко, а вот насчет второго вряд ли что-то получится: опция возврата уже уплаченной за ЖКУ суммы в принципе не предусмотрена.

Может, в ЕРИЦ смогут помочь? Едем туда. Я долго объясняю ситуацию, предлагаю оператору принять заявления на возврат части средств и заключение договора рассрочки. Оператор пояснила, что в случае, если деньги будут возвращены или будет договор рассрочки, долг никуда не денется и его надо погашать, но небольшими частями.

Тут уже сама Раиса Ивановна отказалась от дальнейшей борьбы. Спасибо, говорит, сынок, за твое беспокойство. Но рассрочку не надо – не люблю быть кому-то должной. А до следующей пенсии как-нибудь дотяну. Вон, продукты теперь у меня есть.

Историю на этом можно было бы закончить, но не могу не вспомнить добрым словом «Почта Банк». Через пару дней после описываемых событий мне из Москвы позвонила PR-директор этого финансового учреждения Ольга Очеретина. Во-первых, она подтвердила, что услугу «Автоплатеж» Раисе Головских отключили. Во-вторых, сообщила о том, что сотрудники местного отделения банка по собственной инициативе перевели пострадавшей некоторую сумму из собственных средств.

Звоню бабушке Рае, спрашиваю, правда ли насчет денег.

– Ой, вы знаете, приходила ко мне девушка из банка, принесла большой пакет с продуктами: молоко, печенье, конфеты, много чего еще. И сказала, что на мою карту они три тысячи перевели, – делится женщина. – Вот теперь точно до пенсии дотяну. Все это благодаря вам, журналистам. Одна бы я точно ничего сделать не смогла.

Лично мне после всей этой истории подумалось вот о чем. Как же беззащитен перед нашей компьютерно-цифровой действительностью порой бывает одинокий пожилой человек! Казалось бы, весь научно-технический прогресс призван упростить жизнь людям, но на практике почему-то выходит наоборот. А ведь если бы те, кто предоставляет высокотехнологичные услуги пенсионерам, подключали к этому процессу не только навороченный софт, но еще голову и сердце, всего этого могло бы не произойти.

Фото автора 

ntiamig newlogo radio